ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Тульской области. Для проверки была разработана система вопро­ сов и заданий. Они составлялись таким образом, чтобы обладали воспитательной и образовательной значимостью и требовали от учащихся творческого подхода к литературному произведению, ра­ ционального осуществления межпредметных связей. В основном вопросы и задания были направлены на проверку усвоения школь­ никами различных аспектов романа "Война и мир", умения самос­ тоятельно проводить его историко-литературоведческий анализ, а также анализировать специфику творческой манеры Л.Н.Толсто­ го. .Нас интересовало, используют ли учащиеся при анализе рома­ на знания о соответствующем историческом периоде; связывают ли специфику характеров, поступков, взглядов героев с особеннос­ тями времени и общества; правильно ли понимают авторскую по­ зицию в трактовке исторических событий, оценку романа совре­ менниками и его значение в наши дни. Изучение знаний школьников показало, что они, в основном, достаточно хорошо ориентируются в тематике и идейном содержа­ нии романа Л.Н.Толстого, в его художественных особенностях. Однако большая группа учащихся не умеет конкретно-исторически подойти к анализу романа Л.Н.Толстого. 43% девятиклассников не могут актуализировать знания об эпохе, отраженной в романе; время действия определяется очень приблизительно, что обуслов­ ливает анализ характеров героев лиоо с отвлеченной, вневремен­ ной позиции, либо с точки зрения современности. Поэтому мнения о героях бывают прямолинейны, поверхностны, а порой и ошибоч­ ны. Указанные пробелы в знаниях школьников подтвердили необхо­ димость использования в целях активизации процесса обучения межпредмятных связей литературы и истории. Покажем возможные пути и формы установления межпредметных связей 'Литература -с*- история1’ при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Необходимость привлечения исторического материала при анализе этого романа объясняется тем, что эпоха I86I-I904 гг. была временем подготовки первой русской революции, временем быстрого развития освободительного движения, а "Война и мир", созданная в 60-е г г . , отражает глубокое воздействие на писа­ теля освободительных идей, чувств и мыслей широких слоев на-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=