ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

сущность исторического, социального явления с большой полно­ той и заостренностью, рельефно и красочно передается в нем через конкретные художественные образы. Они призваны усилить внутреннюю наглядность изложения, что способствует более проч­ ному закреплению исторического материала в памяти; повышают эмоциональное воздействие произведения, тем самым воспитывают определенное отношение к историческим явлениям и способствуют утверждению в сознании учащихся высоких нравственных принци­ пов. Даже общие понятия, выводы раскрываются особенно конкрет­ но. через художественные образы. "В памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые ш восприняли сами посредством созерцания, . . . к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идея, которые без того изгладились бы быстро" Немаловажное значение, отводимое художественному образу советской методикой, противостоит буржуазным методическим кон­ цепциям, которые полностью отрицают научно-познавательную и воспитательную ценность образов художественной литературы. Резкое противопоставление науки и искусства в познавательном и образовательном отношении объясняется идеалистическим рас­ смотрением художественного образа как продукта исключительно субъективного отражения мира, что лишает творчество художника Социального содержания и объективной познавательной ценности. С целью выявления возможностей установления межпредмет­ ных связей Литература -^история" был проведен анализ действую­ щих программ по этим предметам при изучении в 9 классе твор­ чества Л.Н.Толстого. В объяснительных записках программ подчеркивается важ­ ность систематического установления,межкурсовых и межпредмет­ ных связей, в новых; типовых программах выделены разделы о межпредметных связях (в программе по литературе особое внима­ ние уделено истории). Таблица I отражает изучение курсов истории СССР и лите­ ратуры во временном плане (по годам обучения). I. У ш и н с к и й Д.Д. Собр.соч. М.-Л.: Изд-во ШН РСССР, 1948, т.6, с .267. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=