ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

а литература, подобно всякому явлению искусства, преломляя диалектический процесс развития общества через судьбы, чувства, идеи, лвдей, воссоздает духовную жизнь обществу). Литература, история, обществоведение как школьные предметы близки по объек­ там отражения действительности. В силу мировоззренческого ха­ рактера дисциплин близки они и по воспитательным целям препо­ давания. При установлении межпредметных связей литературы и исто­ рии необходимо учитывать многогранность художественной литера­ туры как искусства слова. В литературоведческих исследованиях принято выделять три ее основные функции: познавательную, вос­ питательную, иллюстративную. Анализ работы школ показывает, что на уроках литературы чаще реализуется функция познаватель­ ная и еще недостаточно внимания .уделяется богатейшим воспита­ тельным возможностям этого предмета, мевду тем как при исполь­ зовании литературного материала на уроках истории и общество­ ведения он рассматривается, по преимуществу, как иллюстрация. Согласно положениям марксистско-ленинской эстетики, ис­ кусство, и особенно художественная литература, есть одна из специфических форм познания мира. Необходимость осуществления ’*■ связи меаду иоторией и литературой как условия формирования научных идей и понятий подтверждается ленинской концепцией ху­ дожественной литературы. Все выдающиеся произведения в этой системе рассматриваются как источник познания объективной действительности, уяснения закономерностей развития общества.. Зту роль подлинно художественное произведение неповторимо своеобразно выполняет, воздействуя на эмоциональную сферу чи­ тателя и вместе с тем мобилизуя его мыслительную деятельность. В художественных произведениях широко отражаются проблемы об­ щественной жизни, их противоречивость, законы классовой борьбы и осуществляется проникновение в социальную психологию масс и отдельной личности. Большое познавательное значение художественной литературы определяется и тем, что она - один из интереснейших источников ознакомления школьников с историческим прошлым, наряду с уро­ ками иотории. Специфика литературного произведения состоит в том, что 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=