ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Н.А.Шайденко, В.Г.Подзолков МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКАМИ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО "ВОйНА И МИР" "Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой" *. Эти слова А.М.Горького, определяющие творческий подвиг Л.Н.Толстого, одновременно характеризуют за дачи, стоящие перед советской школой. Необходимо так веоти изучеиие жизни и литературного наследия Л.Н.Толстого, чтобы школьники увидели и широту отражения жизни в произведениях писателя, и поразительную глубину постановки им социальных проблем, и эстетическое своеобразие его художественного мас терства. Это возможно при историко-литературном анализе твор чества писателя, который позволяет увидеть влияние событий об щественной жизни не становление мировоззрения писателя, про следить диалектическое соотношение современного и историческо го материала в содержании произведений, уввдеть, как это соот ношение приводило к обогащению реалистического метода Л.Н. Толстого. "Толстой, история, современность" - так может быть опре делена центральная проблема изучения творчества писателя в школе. Решить ее не под силу одному учителю литературы, каким бы мастером своего дела он ни был. Понять соотношение нравст венно-философского учения писателя £ социально-исторических * процессов пореформенной России, обусловивших этический пафос толстовства можно лишь на основе глубокого проникновения в ис торическое прошлое, с учетом знания современных писателю исто рических событий. Для этого необходимо осуществление в препо давании рациональных межпредметных связей литературы о куроа- ми новой и новейшей истории и истории СССР. Реальность связей обусловлена близостью данных дисциплин в нескольких планах. Предметы гуманитарного цикла близки по содержанию (предмет отражения истории - исторический процесс, I. П и т п о : История русской литературы. М . : Гос литиздат, 1939, c.i!96. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=