ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Далее можно обратиться к "музыкальным страницам" "Войны и мира", и следующая часть урока мокет представлять собой кон­ церт - чтение отрывков из романа и исполнение музыкальных произведений (или прослушивание грамзаписей). Для такого кон­ церта отрывки подбираются из глав "Войны и мира": т .1, чЛ , глава ХУЛ (пение квартета "Ключ"), т.П, ч .I, гл.ХП (бал у Иогеля), т.П, чЛ , гл.ХУ (пение Наташи и впечатление Николая Ростова), т.П, ч.П, гл.Х1У, ХУ, ХУ1, ХУП (Наташ на бг-лу), т.П, ч.Ш, гл.XIX (пение Наташи и впечатление князя Аздрея), т.П, ч.1У, гл.УП (в гостях у дядюшки), т.П, ч.У, гл.1Х (посе­ щение оперы), т.П, ч .1, гл.ХУ (пение Наташи и впечатление Анд­ рея Болконского), т.1, ч.П, гл.П; т.Ш, ч.П, гл.XX (народные песни в сцене смотра в Браунау и подготовки к Бородинскому сражению как показатель бодрости, мужества и решительности русских воинов). Материалы к этой беседе хорошо представлены в журнале "Музыкальная жизнь", посвященном 150-ллетию со дня рождения Л.Н.Толстого Второй урок может быть уроком-диспутом. В ходе его уча­ щиеся должны почувствовать, что музыке в произведениях Л.Н. Толстого, и в частности в "Войне и мире", принадлежит боль­ шая композиционная роль. Она используется Толстым наряду с другими приемами как средство психологического анализа. На фо­ не картин русской природы рисуются положительные герои и чаще всего Наташа Ростова. Музыкальной чуткостью наделены любимые толотовские герои и герои из народа. "Музыка для Толстого - это природная гармония, и грубым диссонансом слышатся в ней отголоски "глухого" мира. В произведениях писателя эти два мира отчетливо противопоставлены друг другу: музыка постоянно сопровождает его любимицу Наташу Ростову, но никогда не запо­ ет у Толстого Элен Курагина; затаив дыхание, слушают солдаты русскую "березоньку", но не услышать эту "заунывную" песню офицерам, приехавшим сюда за чинами и наградами; музыка царит на балу, где красавец-полковник танцует с дочерью - и "визг" флейты и барабанная дробь "аккомпанируют" тому же полковнику, командующему экзекуцией... Глухой мир у Толстого - это безлю- бовный мир, мир разъединенный, распавшийся. Музыка же облз- I. Музыкальная жизнь, 1978, № 16, с .9, 14, 15, 16. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=