ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

И8 наконец, учащимся можно сообщить, что на теш романов, повестей, рассказов Л.Н.Толстого создано около 30 опер, 3 ба­ лета, 7 сочинений для оркестра и голоса с оркестром, 14 произ­ ведений инструментальной музыки и более 30 песен и романсов. 3 связи с изучением на уроке образа Андрея Болконского можно предложить учащимся для прослушивания 4-ю симфонию П.И. Чайковского (во внеурочное время). Часто девятиклассникам трудно бывает понять, в чем суть сомнений Болконского, его противоречивый характер. Музыка 4-й симфонии ненавязчиво может приблизить их к пониманию образа. Перед прослушиванием, чтобы подготовить школьников к восприятию музыки, можно прочитать им письмо композитора к Н.Ф.фон Мекк, где Чайковский по ее просьбе пытается рассказать, какие мысли и переживания вложил он в музыку этой симфонии. Первая часть. "Интродукция (вступление) есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль... Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благо­ получие и покой не были полны и безоблачны... Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно сето­ вать... . . . Не лучше ли отвернуться от действительности и погру­ зиться в грезы... . . . Как хорошо. Как далеко уже теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. . . . Все мрачное . . . позабыто. Вот оно, вот оно, счастье! Нет! Это были грезы, и ф а т у м пробуждает от них. Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропреходящими сновидениями и грезами о счастье..." Вторая часть. "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно то, что так много уж было, да прошло, и приятно вспоминать молодость... Были минуты радостные... Были и тяже­ лые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в пропитое. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=