ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ниями к проведению школьных вечеров на эту тему Проблема же использования музыки в процессе изучения творчества Л.Н.Толс­ того методикой разработана далеко недостаточно. В школе № 57 г.Кирова работает филиал детской музыкальной школы № I. Учителя-словесники 57-й школы, преподаватели филиа­ ла музыкальной школы совместно с кафедрой литературы Кировско­ го государственного педагогического института им.В.И.Ленина разрабатывают программу нравственно-эстетического воспитания школьников на основе союза литературы и музыки. В этой прог­ рамме определенное место занимает вопрос о роли музыки в свя­ зи с. изучением творчества Л.Н.Толстого в 9 классе средней школы. Нами предлагается в связи с уроками, посвященными изуче­ нию произведений Л.Н.Толстого, цикл бесед с учащимися по проб­ леме "Толстой и музыка". Первая беседа посвящается общим вопросам. Здесь говорит­ ся об отношении Л.Н.Толстого к музыке как к искусству, общест­ венно ценимому, о том, что Л.Н.Толстой требовал от музыканта сознания того, что настоящий исполнитель, композитор должен творить не для себя, а для лвдей. Учащимся можно сообщить о том, что первые детские музы-т кальные впечатления Л.Н.Толстого связаны с Ясной Поляной, с народными песнями, которые пели крестьяне и которые он полю­ бил на всю жизнь, считая настоящим, высоким искусством. Вся дальнейшая жизнь Л.Н.Толстого была связана с музыкой. Писа- , тель очень любил домашние концерты в Ясной Поляне. А в мос­ ковском доме Л.Н.Толстого в Хамовниках постоянно играли А.Г. и Н.Г.Рубинштейны, С.И.Танеев, А.С.Аренский, А.Н.Скрябин, А.Б.Гольденвейзер, К.И.Игумнов, И.Го(|ман, пели Ф.И.Шаляпин, М.Н.Климентова-Муромцева и др. Большим событием в музыкальной жизни Ясной Поляны был приезд знаменитого скрипача Ипполита Михайловича Нагорнова. дальнего родственника Льва Николаеза- I. Г о р д е е в а Н.Б. Школьный вечер “Лев Толотой в музы­ ка". - Литература в школе, 1978, № 4, с .85-87. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=