ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

крывается характер Наташи при помощи авторской характеристики, портрета, речи героини. "Она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хвтро-веселоУ Это портрет Наташи перед началом ее пляски. Он говорит о том, что Наташа, как бы предчувствуя пре­ лесть своей пляски, была готова удивить всех присутствующих в комнате. Слова Наташи: "Прелесть, прелесть, дядюшка! Иае, еще! Николенька! Школенька!" - выявляют ее восхищение песней дя­ дюшки; ее пленяет его манера пения, он пел так, как поет прос­ той народ. И такие авторские ремарки, как: "закричала"; "она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его"; "застона­ ла Наташа, как будто ее жизнь зависела от этого” , - также раскрывают ее восхищение. Талантливость Наташи, ее близость к простому народу рас­ крывается я через восприятие Анисьи Федоровны. "Сквозь смех... прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела по­ нять все, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке". Приведенный отрывок из сочинения показывает определенную в возрастных пределах старшеклассника самостоятельность мысли, соответствие формы сочинения заданию, доказательность и полно­ ту его. Суждения ученица основаны на тексте романа, она умело выявляет "освещение образа автором" (Г.А.Гуковский), осознанно оперирует теоретико-литературными понятиями. Рассматриваемый нами самостоятельный анализ текста есть один из возможных видов литературно-творческого сочинения. Его следует применять в сочетании с другими письменными рабо­ тами о проблематике и содержании произведения. Письменное за­ дание, содержащее установку на всестороннее восприятие худо­ жественного текста, особенно целесообразно при изучении шедев­ ров русской и советской литературы. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=