ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

и простота покорили не только всех присутствующих в зале во время бала, но и самого читателя. Читая и перечитывая эти стра­ ницы, невольно переживаешь вместе с Наташей Ростовой, когда она со слезами на глазах вдет, чтобы ее пригласили на танец, радуешься ее успехам, любуешься ею. И недаром именно Андрей Болконский, человек, ненавидя'дий ложный блеск света, его лице­ мерие и пустоту, замечает Наташу, ее свежесть, чистоту и ес­ тественность. Мало людей среди тех, которые присутствовали а зале, могли любить искренне... Любовь светских кавалеров могла бы опошлить духовный ш р Наташи, они бы не поняли ее внутрен­ нюю красоту. И лишь Андрей Болконский смог понять Наташу. Именно здеоь зароадается то чистое, светлое и настоящее чувст­ во, их настоящая любовь..."(ученик 9 класса А.Ж.). " . . . Сцена объяснения Наташи и Андрея мне нравится пото­ му, что здесь ярко раскрывается характер Наташи, в частности, ее искренность, чистота, страстность. Дума ее как будто вся раскрывается перед Авдреем... В этой сцене Толстой характер Наташи раскрывает через внутренний монолог: "Неужели это я, та девочка-ребенок.. - думала Наташа . Она очень волнуется и еще полностью не варит в свое счастье. Отчаяний Наташи, когда она узнает об отсрочке их свадьбы на год, Толстой очень хоро­ шо передает при помощи повторения одной и той же фразы: "Да отчего ж год? Отчего ж год?.. Это ужасно! Нет, это ужасно, это ужасно!" (ученица 9 класса И .Ф .). " . . . Наташа на балу - любимое место в романе... В этом эпизоде Толстой выражает чувства Наташи через ее часто сменяю­ щийся портрет. То у Наташи "замирающее выражение лица, готовое на отчая, ле и восторг", то оно "вдруг осветилось счастливою, детокою, благодарною улыбкой", то "ее лицо сияло восторгом счастья..." (ученица 9 класса Н .К .). Среди сочинений были и такие, в которых авторы пытались более последовательно уделить внимание конкретным художествен­ ным ситуациям и деталям. В качестве примера, чтобы показать, Насколько дввятикдассники овладевают знаниями технических свойств искусства слова, можно взять фрагмент из сочинения Ученицы 9 класса Т.М. "В этой сцене (речь идет о русской пляске. - А .З .) рас­ 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=