ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

У Берга нет ничего своего... Вся его энергия направлена на устройство вечера, совершенно похожего на другие. А его напомаженные височки, какие носил государь? Его умиление пеле­ ринкой объясняется тем, что точно такая была на княгине Юсу­ повой..." (.ученица 9 класса Т.К.) В сочинении четко проявляется основная тенденция, направ­ ление анализирующей мысли ученицы. Выполняя задание, она отме­ чает намеренное повторение писателем слов: "самодовольные улыб­ ки" Берга и Веры, "самодовольное лицо" Веры, на котором "тон­ кая улыбка сменялась еще более утонченной"; Берг, "довольный и счастливый вечером, совершенно похожим на другие". Девятиклас­ сница правильно определила неприязнь Толстого к героям при раскрытии характеров - их карьеризм, лицемерие и духовную ог­ раниченность. Она пытается говорить о своеобразии сатиричес­ кого мастерства Л.Толстого, правильно увидев иронию как глав­ ное средство обличения. И последнее. Автор сочинения сумел вычитать в тексте и главное идейное содержание: ученица с отвращением в конце пишет о торжестве "вещного", призрачного над человеческим проявлением. Здесь выразился и ее собственный взгляд на жизнь: " . . . В них нет ничего искреннего, человеческого. Даже чувства их ненастоящие... Как ничтожны черствые, мелкие души Бергов среди Ростовых, Пьера, Болконских.■0 них ничего не хочется дальше знать. Жизнь таких людей для себя не прославила". Как видим, установка задания вела ученицу, говоря слова­ ми Г.А.Гуковского,' к "простому" восприятию искусства, но уже культивированному, сознательному, обученному и тем более сильному и жизненно активному 2, 0 ее сочинении есть истолко­ вание образов, попытки определить, какими изобразительно-вы­ разительными средствами пользуется автор. Нам представляется, что сочинение, ориентирующее учащих­ ся на самостоятельный идейно-художественный анализ текста, более плодотворно, чем сочинения-миниатюры по содержанию про­ 1. Этот и другие фрагменты из сочинений учащихся приводятся без стилистических исправлений. 2. Г у к о в с к и й Г.А. Изучение литературного произве­ дения в школе, с .87. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=