ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
общество, что есть человек в этом обществе, как формируется его личность. Особое значение для молодежи имеет проблема ду ховности, нравственной искренности, ответственности за каждый поступок, мысль и чувство. Изображение радостных и горестных открытий Николеньки Лртеньева, его жадный интерес ко всему ок ружающему, его благородная неудовлетворенность самим собой откроют перед девятиклассниками глубину психологического ана лиза как одного из основных качеств художественного метода Толстого. М.Б.Храпченко подчеркивает, что "творчество писателя представляет собой системное единство. Системное прежде всего потому, что каждого талантливого писателя отличает свой круг тем, идей, образов... Системными свойствами творчество талант ливого писателя обладает еще и вследствие того, что на всех их произведениях лежит выразительный отпечаток его художест венной индивидуальности" . Приобщение школьников к художест венному миру Толстого должно происходить на всех уроках по мо нографической теме. В постижении учащимися процесса становле ния личности и таланта Толстого важное место отводится знаком ству с "Севастопольскими рассказами” . В трех рассказах об обо роне Севастополя наши воплощение напряженные идейно-эстети ческие искания Толстого. Участие в Крымской войне 1854-1855 гг. дало писателю возможность увидеть народ в пору тяжелых испыта ний, понять меру его самоотверженности и героизм. Именно в этот период Толстой приобрел тот опыт, который послужил осно вой его работы над романом "Война и мир". Обзор содержания и коллективный анализ отдельных эпизодов из'Севастопольских рассказов", наблюдения учащихся над особен ностями стиля молодого писателя создают установку на созна тельное отношение к особенностям творческого метода Толстого, к психологизму, контрастности в изображении событий, к эпичес кому размаху и обличительному характеру его письма. К уроку, посвященному годам военной службы Л.Я.Толстого и созданию "Севастопольских расска-’ чв", организуем чтение текста по рядам и подготовку сообщений учащихся о запомнивших- I. Х р а п ч е н к о М.Б. Художественное твосчество, дейст вительность, человек. М., 1978, с .328.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=