ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Роман "Война и мир” , как справедливо утверждают методис ты^ , своими главными сюжетными линиями понятен девятиклассни кам. "Что именно Толстой любит и что не любит, что считает добрым и лурным - во всем объеме читатель узнает не сразу, лишь по мере своего знакомства с романом и героями романа. По кого любит Толстой и коге не любит, к кому относится хорошо и к кому 0ЛОХО - понять это, и понять с самого начала, никакой трудности не представляет", - свидетельствует Е.А.Маймин 2. Общеизвестно, что если учащиеся активны в аналитической работе, та вкус и убеждения формируются быстрее, критерии и оценки становятся категориями мировоззрения. Поэтому мы стремились, следуя, в основном, системе уроков по целостному изучению романа "Война и мир" Т.Г.Браже, шире использовать различные виды самостоятельной работы над текстом, отдавая предпочтение тем, которые требуют специального внима ния к слову, фразе, ритму, вызывают работу воображения, эмо циональную взволнованность. Учащиеся под руководство учителя читали и анализировали особенно значительные и яркие эпизоды, связанные с главными героями романа, учили наизуйть понравившиеся фрагменты, выпол няли письменные работы на темы: "Как Л.Толстой использует для обрисовки характера героя портрет"; "Анализ портрета князя Андрея Болконского"; "Сравнение портрета героя в различные периоды жизни"; "Роль пейзажа в раскрытии характера и настрое ния Андрея Болконского" и др. е Но чтобы обеспечить в процессе чтения и анализа романа перенос знаний и умений, создать ситуацию максимальной самос тоятельности, когда, "делая ее (самостоятельную работу - Л.ЭЛ ученик сам себя обучает умению работать" 3 , мы практиковали в 1. Т.Г.Браже рассказывает о предварительных заявках ленинград ских учащихся о том, что их затрудняет при чтении. Их воп росы тоже подтверждают указанное нами представление о ха рактере восприятия девятиклассников. - см.: Б р а ж е Т.Г. О вариативности анализа. - В кн.:Искусство анализа худо жественного произведения. М.: Просвещение, 1971, с .46-47. 2. М а й м и н Е.А. Опыты литературного анализа. М.: Просве щение, 1972, с .90. Выделено автором. 3. Б е л е н ь к и й Г. И. . К о л о к о л ь ц е в Н .В ., Л о н д о н Б .Н .0 преподавании литературы в старших клас сах один надцатнлетней школы.М,: Изд-во А1Ы РС<*СР, 1962, с. 94-95.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=