ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

зервого или второго тома, с целью проверки и развитая навыков углубленного анализа текста. Темой таких сочинений может слу­ жить частный вопрос, который надо разрешить на материале не­ большого отрывка или части произведения. Тем самым проверяет­ ся знание текста, развиваются навыки анализа" Казалось бы, методическая последовательность автора вне сомнения. В статье приводятся различные.по шроте и трудности темы подобные сочи­ нения по первому и второму томам. Но вчитайтесь во вторую часть советов Т.Г.Браже: "Требо­ вания к работам таковы. Ученики должны коротко и четко отве­ тить на вопрос и доказать основную мысль примерами из романа, своими рассуждениями. Пользоваться текстом в таких случаях не рекомендуется, это отнимает время, нарушает ход доказательств и собственных рассуждений" 2. Трудно согласиться с такой установкой. 13ива ли возможно развивать навыки "углубленного анализа" текста без опоры на текст. А если так, то этот вид письменного задания не оправдает намеченной цели, более того,' в известной степени ослабит вни­ мание к анализу произведения в целом, так как ориентирует на функцию памяти, мезду тем как изучение этой великой книги должно стать школой чтения, а в результате - школой жизни. В дальнейшем в статье пойдет речь о результатах экспери­ ментальной проверки ряда письменных заданий, ставящих своей целью развитие у школьников "способности кчтению, к точности восприятия” , а именно: "научить наших учеников, читая роман.. . воспринимать, вбирать в себя, ощущать и осмыслять не только портреты лвдей (и события, происшедшие с ними), но 0 все бо­ гатство образов произведения, от картины пейзажа, кармин битвы в т.п. - до мелкой детали, сравнения, меткого слова и 1. Б р й ж в Т. Г. Система уроков по целостно^ изучению ро­ мана "Война и мир", с ,321. 2. Там же, с .322. 3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М„~Л.: Просвещение, 1966, с .34-35. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=