ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
зервого или второго тома, с целью проверки и развитая навыков углубленного анализа текста. Темой таких сочинений может слу жить частный вопрос, который надо разрешить на материале не большого отрывка или части произведения. Тем самым проверяет ся знание текста, развиваются навыки анализа" Казалось бы, методическая последовательность автора вне сомнения. В статье приводятся различные.по шроте и трудности темы подобные сочи нения по первому и второму томам. Но вчитайтесь во вторую часть советов Т.Г.Браже: "Требо вания к работам таковы. Ученики должны коротко и четко отве тить на вопрос и доказать основную мысль примерами из романа, своими рассуждениями. Пользоваться текстом в таких случаях не рекомендуется, это отнимает время, нарушает ход доказательств и собственных рассуждений" 2. Трудно согласиться с такой установкой. 13ива ли возможно развивать навыки "углубленного анализа" текста без опоры на текст. А если так, то этот вид письменного задания не оправдает намеченной цели, более того,' в известной степени ослабит вни мание к анализу произведения в целом, так как ориентирует на функцию памяти, мезду тем как изучение этой великой книги должно стать школой чтения, а в результате - школой жизни. В дальнейшем в статье пойдет речь о результатах экспери ментальной проверки ряда письменных заданий, ставящих своей целью развитие у школьников "способности кчтению, к точности восприятия” , а именно: "научить наших учеников, читая роман.. . воспринимать, вбирать в себя, ощущать и осмыслять не только портреты лвдей (и события, происшедшие с ними), но 0 все бо гатство образов произведения, от картины пейзажа, кармин битвы в т.п. - до мелкой детали, сравнения, меткого слова и 1. Б р й ж в Т. Г. Система уроков по целостно^ изучению ро мана "Война и мир", с ,321. 2. Там же, с .322. 3. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М„~Л.: Просвещение, 1966, с .34-35. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=