ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Л.Н.Толстой почти в тех же словах дает оценку событий 1805-1807 г г .: "Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с Бонапартовской Францией, не описав наших неудач и на шего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений" I. В последних словах и заключен главный вопрос, на который стремился дать ответ Л.Н.Толстой как художник:”В чем была при чина, приведшая Россию к позорному Тильзитскому миру?" Ответ дается в итоге целенаправленного анализа первого тома романа в системе вопросов, поставленных здесь крупным планом:"Как выра зился характер русского народа и войска в эпоху неудач и пора жений? Какова была истинная роль Кутузова, на которого царский двор переложил всю ответственность за исход войны? Была-ли по беда под Аустерлицем свидетельством гениальности Наполеона? Сумел ли Александр I выполнить историческую миссию освободите ля Европы от "погибельной" политики Наполеона? Каковы мораль- ' ные критерии оценки Толстым личности Наполеона и Александра в названных событиях? Как на страницах романа оживают оценки, данные Пушкиным Апвксандру (..."Под Австерлицем он бежал...") и Наполеону ("Европа гибла... и се в величии постыдном ступил на грудь ее колосс")?"2 Возвращаясь к ответу на главный вопрос, используем данные современной исторической науки, которые, в основном,подтвержда ют объективность выводов, вытекающих из художественного воссоз дания Толстым событий 1805-1807 гг. В противовес мнению И.С. Тургенева приведем суждения В.П.Боткина, считавшего, «то "воен ные соображения" Толстого "полны интереса", что "в большей части случаев" он "совершенно прав” 3. На таком уроке не исключается вопрос о принципах рабо ты Л.Н.Толстого с историческими документами и др.источниками, как то рекомендовано Т.Ф.Курдюмовой. Главное в том, чтобы об разная логика художника не оттеснялась и не подменялась ложной понятийной, иначе ~ чтобы изучение романа-эпопеи отвечало при роде литературы как искусства слова. 1. Т о л с т о й Л.Н. Поли. собр. соч., т.13, с .54. Вступления, предисловия и варианты начал "Войны и мира". 2. Л у ш к и н А.С. Собр.соч.: В 6-ти т ., с .470, 319. 3. отроки из письма Боткина Фетт цит. по: Г у с е в ■Н .Н ., с .363. & 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=