ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

даю будущей книги Толстого. Конечно, поставленные задачи могут быть решены лишь под руководством учителя в ходе анализа текс­ та романа-эпопеи и при обобщении по темам. И дане учителю нуж­ но дать соответствующее напраэление в раскрытии поставленных вопросов, что не войдет пока в содержание данной статьи. Все, о чем ша речь, относилось к урокам общего обзора жизни и творчества. Освещение творческой истории романа-эпопеи может не сов­ падать с последовательностью использования ее материалов в сис­ теме уроков. Так, прием инверсии позволит на вступительном за­ нятии к изучению "Войны и мира" сосредоточить внимание учащих­ ся на том исключительном, сенсационном успехе, какой выпал на долю этого произведения, начиная с публикации его по частям при аще не определившемся названии. Вот вариант апробированного со­ держания слова учителя на таком уроке. В конце октября 1864 г. Л.Н.Толстой сообщил М.Н.Каткову, что он заканчивает "первую часть романа из времен первых войн Александра с Наполеоном", примерно через месяц уже писал из Ыосквд Софье Авдреевне о передаче секретарю "Русского вестника" Я.А.Любимову начала романа "1805 год" и '0 пережитом при этом рукописи, мне стало грустно именно от того, за что ты сердишься: К моменту выхода романа из печати Толстого тревожила пер­ вая встреча его книги с читателями: "На днях выйдет первая по­ ловина первой части романа 1805. Скажите мне свое чистосердеч­ ное мнение. Я бы хотел, чтобы Вы полюбили моих этих детей. Там Толстого с волнением ожидали информаций "Московских ведомостей" за 1865-1866 гг. Первое сообщение появилось 6 февраля 1865 г. о выходе № I "Русского веотника" о гл.I-ХХУШ романа "1805 год"; второе - 18 марта 1865 г .; третье - II марта 1866 г. о заверше­ нии печатания романа "1805 год". Тогда же было получено цензур­ ное разрешение на отдельный его оттиск из "Русского вестника". чувстве: "Когда запустел... Любимов понео что нельзя больше переправлять и сделать еще лучше" ’I, есть олапные люди. Я их о чен ь люблю" 2. Почитатели таланта 53

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=