ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
1 один прием и т.п. Конечно, все это делается не назойливо, а возможно в раз ные уместные моменты урока и при анализе новой темы, и при во зобновлении разговора о ней при опросе, т.е. соблюдая меру. Суть состоит в том, чтобы главные проблемы, поставленные в пер вом произведении,и пути их воплощения были не забыты учащимися, чтобы возникли необходимые ассоциации, содействующие развитию идейно-эстетической зоркости юных читателей. Так, от учащихся не должна уйти из памяти одна из самых значительных проблем трилогии - проблема сословных отношений в России и демократическая позиция, занятая молодым Толотым в его первом произведении. Все это должны осознать юные читатели как зерна вдей будущих произведений писателя. Делая эти выводы, уместно сказать учащимся, что В.И.Ленин в оценке творчества Л.Н.Толстого исходил из "совокупности его взглядов, взятых как целое" I. Те, о которых шла речь, являются истоковыми, родни ковыми. Из конспективно намеченной концепции творческой истории "Войны и мира" остановимся еще на нескольких примерах ее реали зации в учебном процессе. Как известно, Л.Н.Толстой сразу был воспринят читателями как зрелый, сложившийся,талантливый писатель. Однако знакомство с записями в "Дневнике" и с эпистолярным наследием писателя посвящает нас в тайны его литературного и общего самообразова ния. . Приведем одну из наглядных записей, где нарастающим итогом перечислены произведения на исторические темы. • 1852__ Чтение "Описания Отечественной войны 1812 года" хо or, Михайловского-Данилевского, оценка - "плоско" имя (Дневник) 22'сентяб- Чтение "Описания войны 1813 года" Михайловского- ря Данилевского. "Составить истинную, правдивую исто рию Европы нынешнего века - вот цель на всю жизнь” {Дневник) I. Л е н и н В . й : Лев Толстой, как зеркало русской революции. Полн.собр.соч., т. 17, с. 206-213. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=