ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
ческой истории "Войны и мира", вводим выражение "у истоков за мысла" произведения, чтобы они поняли, как всегда многопланова тайная, не сразу ясная по цели даже самому писателю работа его творческой мысли. Внешнее течение жизни (канун отъезда на Кавказ, например), ее пестрота, кажущееся отсутствие центра неожиданно для других завершилось выходом в свет первой книги, не отражавшей этого промежуточного периода, а обращенной к памяти детства и вместе с тем контролируемой сознанием и идеями на уровне сегодняшнего дня. Так в начале своего пути Толстой написал первую часть автобиографической трилогии "Детство” в год кавказской службы, участвуя в боях и походах. Этот факт непрямых связей жизни и творчества следует от метить, как характерную особенность соединения жизни с одновре менно свершающимися и зреющими творческими замыслами писателя. После обзора трилогии ставим вопрос о художественных открытиях в ней JI.H. Толетого. Ответ дан в статье Н.Г. Чернышевс кого, и об этом учащиеся и услышат на уроке и прочтут в учебни ке, а еще лучше - в работе самого критика. Но он написал о три логии в сравнении с литературными предшественниками Толстого. Мы же, зная перспективу творчества Толстого, выделим и то, что получило развитие в последующих произведениях и прежде всего - "Войне и мире", синтезировавшем все достигнутое ранее, to гото вим учащихся к пониманию единства художественного творчества писателя, преемственности, развития ^го таланта по ступеням восхождения к совершенству. ' Иногда просто записывается опережающий вопрос:"Как Л.Н. Толстой в последующей практике писателя использовал и обогатил особенности его творчества, отмеченные Н.Г.Чернышевским?“Иногда говорится: запомните, что уже в трилогии познание и самопозна ние достигается через вхождение молодого героя в иную социаль ную сферу жизни; при чтении "Войны и мира" попробуйте увидеть, как используется подобный способ, в каких жизненных ситуациях героев романа и с какими новыми целями? Или. В трилегии два уг ла зрения на жизнь: ребенка, подростка, юноши (это одно лицо ) и автора, который судит о молодом герое с позиций зрелого воз раста. Подумайте над страницами романа-эпопеи, как выражена в нем авторская позиция, достаточно ли было избрать какой-либо 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=