ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

читательницы "Война и мира". 7. Вдохновенный напряженный труд и спады, кризисы в рабо­ те Толстого. Комната под сводами. 8 . Постоянное сопутствующее чтение русской и зарубежной литературы. 9. В поисках разных живых впечатлений. Поездка на Боро­ динское поле... На охоте... В театре... Посещение художествен­ ных музеев... Чтение масонских рукописей... Ш. Первая публикация романа "Война и мир". Писатели,ученые, поэты,друзья - первые читатели романа... Восторженные отклики в прессе... Споры вокруг романа. Полемика в письмах современ­ ников. Первые два издания- "Войны и мира", одно за другим. Га­ рантия интереса к книге на века. Наши современники о творческой истории романа-эпопеи. Полемические вопросы. Роман "Война и мир" в чтении и изучении поколений народов всего мира. Здесь передана концепция творческой истории романа-эпопеи, как ее понимает автор данной статьи. Повторим, что усвоение на­ меченной концепции творческой истории романа-эпопеи возможно при условии осознания ее необходимости учителем, при умении придать целенаправленность обзору жизни и творчества до "Войны и мира" по определенному руслу, при рассосредоточении по темам- урокам соответствующих материалов так, чтобы истоки и раскры­ тие темы сливалось, оставляя в чуьитвах и мыслях читателя пос­ тоянное присутствие автора, его вечных идей, величественных со­ бытий и вечно живых героев, созданных гением русской и мировой литературы. В биографии великого писателя самое значительное и инте­ ресное всегда связано с историей становления и развития его та­ ланта. События эпохи, общественной и личной жизни, глубоко Дв- режитые, становятся достоянием творческой памяти, которая питает творческий процесс в сложном взаимодействии с другими источни­ ками. Именно поэтому сообщение биографических двнвдх нельзд из­ лагать как простую совокупность фактов, нужно фиксирован, по заранее обдуманному плану те моменты, которые в перспективе будут связаны с творческой биографией, писателя. При этом исполь­ зуемые источники знаний могут удовлетворять разную, в них пот­ ребность: и читать и, слушая, узнавать новое. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=