ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ра, викторины, выставки). Есть и еще одно условие: намеченные выше выводы должны сложиться у школьников на основе восприятия продуманно отобранного большого фактического материала, а не обших фраз, которые надо усвоить. Учитывается при этом и то, что творческий путь до "Войны и мира" изучается и как имеющий самостоятельное значение в каждом акта осознания мира Л.Н. Толстым, и как движение к новому, более высокому этапу, синте­ зирующему все достигнутое в иных связях. Творческую историю романа-эпопеи "Война и мир” для пло­ дотворного воздействия на восприятие книги учащимися целесооб­ разно представить во всех составляющих ее разделах, экономно отбирая факты так, чтобы они соединялись с основным тематичес­ ким разбором, нб подавляя по объему, но освещая кавдый раз про­ никновением в авторский замысел. Вот как мы представляем себе эти разделы. I. Л.Н.Толстой у истоков произведения на историческую те­ му. 1. От непризнания "истории" как учебной дисциплины- к воз­ никновению интереса к истинной науке, к "истинной, правдивой истории Европы нынешнего века", к "тайн'йм человеческого сущест­ вования". 2. Первые художественные открытия Л.Н.Толстого в авто­ биографической трилогии. 3. Напряженная "литературная учеба" молодого писателя Л.Н.Толстого - ступени самообразования: а) Л.Н.Толстой - читатель русской классики; б) путь Л.Н.Толстого к литературному наследию В.Г.Белинс- кого. 4. Опыт гражданской деятельности писателя: а) Толстой - защитник Севастополя и автор военно-патрио­ тических рассказов о героизме русского народа -воина; раскры­ тие психологии человека на войне;.мелдународное значение анти­ военного пафоса рассказов; б) опыт жизни в народе, с народом и для народа. Заботы о судьбе крестьянства; против "крепи"; ‘’мировой посредник"; в) "Я - приходской учитель". 5. Осознание живой связи времен: встречи с героями собы­ 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=