ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

суждений писателя и художественной структуры романа-эпопеи. На вступительном занятии об этом дается первое понятие. Из творческой истории "Войны и мира" Т.Ф.Курдюмова выде­ ляет вопрос 'Ь характере использования материалов в процессе создания романа". Слово "материалов" следует уточнить: "исто­ рических',' так как об иных источниках в книге речь не идет: "это документы эпохи, исторические исследования, мемуары, пись­ ма и т .п ." "С источниками и материалами, а также с характе­ ром их использования мы начинаем знакомить учеников еще до анализа романа, а также привлекаем их на всем протяжении рабо­ ты о текстом (выборочно)"? Часть этой работы, имеющей устано­ вочное значение, выполняется и на вступительном занятии. Нельзя не оценить по достоинству тот факт, что содержание вступительного занятия в этом варианте - не просто информация: каждый компонент такого урока имеет формирующее значение для учащихся. Как видим, каждая рекомендация представляет определенный интерес. И все же, нам кажется, что не разрешается одна из важных задач: составить представление у учащихся о создании величайшего в мировой литературе произведения как о граждане- ком подвиге русского писателя-патриота, раскрыть сложность и исключительную психологическую напряженность всепоглощающего целенаправленного труда Л.Н.Толстого на протяжении почти семи лучших лет его жизни, показать, что такие произведения, как "Война и мир", не могут иметь в качестве источников любое коли­ чество документальной литературы, для них недостаточно и наблю­ дений за окружающей жизнью, - они, кроме.того, фокусируют в со­ держании весь личный жизненный опыт писателя, всю совокупность его мыслей, чувствований и воображения; только поэтому они пол­ ны истинного трепета жизни. Решение этой задачи возможно только при условии естествен­ ного рассос'редоточения материала творческой истории романа-эпо­ пеи, представленной разнохарактерными источниками, по всей те­ матике уроков и даже с выходом за их пределы (экскурсии, вече- 1. К у р д ю м о в а Т.Ф. Иоторизм школьного курса литературы, „ с .137. ■ . 2. Там же, с.136.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=