ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ческий замысел писателя, воплощенный в содержании "Войны и ми­ ра", самой сокровенной тайной, которую надо обнаруживать, вчи­ тываясь В черновые материалы, в записные книжки и письма Л.Н. Толстого и в строки великой книги? Как опну из многих тайн Т.Г.Браже выясняет с учащимися все значения слова "Мир" я романе-эпопее, чтобы проникнуть в глубину замысла произведения, идя от его названия. Два других вопроса, поставленные ею на вступительном занятии, уже имели место в работах предшественников: что волновало Толстого и его современников в период сознания им романа-эпопеи? Почему Толс­ той обратился именно к началу XIX в ., к эпохе войн с Наполео­ ном? 1 Новаторски подошла к изучению романа-эпопеи в целом Т.Ф. Курдюмова. Глубоко и обстоятельно она теоретически обосновы­ вает принципы изучения "Войны и мира", считая, что в школе это один "из важнейших этапов формирования исторического подхода к явлениям искусства" 2. Принцип историзма понимается автором широко и разносто­ ронне, и этому соответствуют привлекаемые ею материалы для под­ готовки учителя к урокам, а главное - к определению того обще­ го взгляда на произведение, какой будет пронизывать всю систе­ му его анализа. Для Т.Ф.Курдюмовой характерна крупномасштаб- ность "измерения" ведущих линий анализа "Войны и мира" как ху­ дожественного произведения на историческую тему. Это свойствен­ но и проблематике вступительного агнятия. Автор считает необ­ ходимым исходить в анализе "Войны и мира" из общей оценки; творчества Л.Н.Толстого, данной В.И.Лениным. К это не только составит одну из органических частей вступительного занятия, но и будет методологической основой для учителя и учалихся "в- решении важнейших вопросов", поставленных в романа-эпопеи. Для понимания "единой философской линии эпопеи" рекомен­ дуется в ходе ее изучения раскрывать взаимосвязь теоретических ^ J е Т’ Г- Система уроков по целостному изучению рома­ на Война и мир". - В кн.: Л.Н.Толстой в школе. М.: Просве­ щение. 1965, с .305: она же. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964, с . 12 7 - 133 . ^ 5 У Р I » и о в а Т. i>. Историзм школьного кусса литература. М.: Просвещение, .1974, с. 130-171. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=