ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

"живого созерцания” как первой ступени познания материального мира, ибо "всякое слово (речь) уже обобщает", "чувства показы­ вают реальность, мысль и слово - общее" I. Эмоционально-логическое восприятие художественного произ­ ведения - единый процесс, и даже первое и неполное, оно очень сложно и, как ступень познания, может сближаться только с высши­ ми формами психической и познавательной деятельности человека. В условиях современной школы, при максимальной насыщен­ ности учебной программы по литературе целесообразно использо­ вать многие знания как факторы, ускоряющие формирование вос­ приятия, приближая его к более полноценному. К числу таких факторов относится знание творческой истории художественного произведения и знакомство хотя бы с некоторыми высказываниями самого писателя, характерными для эстетики, отвечающей перио­ ду изучаемого произведения, и имеющими общее значение. Обратимся к тем высказываниям Л.Н.Толстого, которые имеют общее значение: "Чувство поэзии есть сознательное воспоминание о жизни с ее образами и чувствами" "поэзия есть огонь, за­ горающийся в душе человека. Огонь этот ?*жет, греет и освеща­ ет" 3. Или еще: "Два способа познания. Познать внешний мир . пятью чувствами - самый грубый, неизбежный способ. Но вход# з мир, в жизнь другого существа - человека, зверя, растения, даже камня, познаешь его изнутри, восстановляя нарушенное ме«- ду нами единение. Это же - поэтический дар" 4. 3 этом сужде­ нии важно все, но особо выделим слова о вхождении > ЗДзр другого существа..." Без этого дара не может быт]ь )щ вдсата- ля, ни настоящего читателя. Развивать этот дар - школы, учителя литературы, что возможно, если сам он обладает этой счастливой способностью. Есть высказывания Л.Н.Толстого, которые помогут обнару­ жить точку зрения писателя в изучаемом произведении. Вот раз- I* Л е н и н В.И. Полн,собр.соч., т .29, с .246. л с т о й Л.Н. Полн.собр.соч. (сбилейцОд). М.: Гоо- литиздат, 1928-1958, т.1, с.180. 3. Там же, т .48, с.129! 4. Там же, т .52, с .250. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=