ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Н.Г.Чернышевский, чтобы подчеркнуть самобытности дарова- ния молодого Толстого, охарактеризовал его предшественников: наблюдения Л.С.Пушкина оценил, как "нечто холодное, бесприст­ растное"; искусство "анализа чувств" назвал особенностью поэ­ зии М.Ю.Лермонтова; в творчестве И,С.Тургенева почувствовал, что оно проникнуто "поэзией жизни"; Л.Н.Толстого, по словам критика, интересовало то, "как одни чувства и мысли развивают­ ся из других", "сам психический процесс, его кормы, его законы, диалектика души..." I. То было в начале пути писателя. Подводя итоги его дея­ тельности, великий Ленин сформулировал один из принципов реа­ лизма Л.Н.Толстого: ” . . . Срывание всех и всяческих масок...", назвал его творчество "зеркалом русской революции". И вот столь сложное и тонкое по своей социальной и поэти­ ческой природе творение любого из великих художников слова должно стать достоянием духовного мира юных читателей. Что по­ может им взять максимально возможное для их возраста и вместе необходимое для предстоящей жизни из этой сокровищницы мыслей и чувств? Прежде всего - самостоятельные усилия ( " . . . без чте­ ния нет настоящего образования..."-А.И.Герцен); нудно, конеч­ но, живое слово учителя, знакомство с критикой на уровне сов­ ременности, необходим живой обмен мыслями и чувствами, без чего знание пассивно. Однако это больше внешнее решение вопро­ са, касающееся отношений участников учебного процесса. Отбор фактического материала, заданный в нем пафос придадут необхо­ димую социально-философскую и нравственно-эстетическую нап­ равленность урокам. Накопление читательского опыта, постоянное расширение и активизация знаний из всеобщей истории, эстетики, литературо­ ведения, психологии творчества писателя и других смежных об­ ластей - это те живые силы, которые содействуют созданию твор­ ческой атмосферы художественного познания. Чтенио-восприятие и изучение художественной литературы есть опосредованное познание, имеющее своей основой глубокие человеческие переживания и раздумья, не равнозначные понятию I. Ч е р н ы ш е в с к и й Н.Г. Избр.соч. М.-Л.: Гослитиздат, 1Э50, с .705. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=