ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

скажут, что по вопросу об отношении к Наполеону и войне на ве­ чере у Анны Павловны единства не было. Вместе с Пьером князь Андрей противостоит Анне Павловне Шерер, князю Василию, виконту и другим защитникам правительст­ венной политики. Но если князь Андрей скептичен и сдержан, то Пьер с "отчаянностью", "одушевляясь", "врывается" в разговор о Наполеоне и защищает его как деятеля, связанного с революцион­ ными завоеваниями французского народа. Пьер очень интересует­ ся планом "вечного мира" аббата Морио, но в разговоре с князем Андреем придерживается другого мнения: "Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный Т мар возможен... Но только не политическим равновесием" . Опыт показывает, что а связи с рассмотренными сценами в первых главах романа у учащихся возникает вопрос, почему князь Андрей идет на войну. Ответ на этот вопрос, который дает сам князь Андрей в пятой и шестой главах, позволяет снова вернуть учащихся к детальному и вдумчивому анализу первых глав романа, т.е. вечера у Анны Павловны Шерер. На вопрос Пьера: "Цу для чего вы едете на войну?" князь Андрей отвечает: "Для чего? Я но знаю. Так надо. Кроме того, я иду.. . Я иду потому, что эта гкэнь которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!" 2. Позже добавляет: "Гостиные , сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти" . Эти слова князя Андрея могут быть использованы для перехода к ха­ рактеристике нравственного облика представителей салона Анны Павловны Шерер. Поэтому можно сформулировать следующий вопрос для учащихся таким образом: что представляет собою гостиная Анны Павловны Шерер с точки зрения князя Андрея? Обсуждая этот вопрос, необходимо показать учащимся, что "эгоизм, тще­ славие, тупоумие, ничтожество во всем", которые претят князю Андрею, уже в полном объеме раскрываются на вечере у Анны Павловны, Вое искусственное в жизни большого света в первнх главах романа овязывается Л.И.Толстым с самой Анной Павловной и ее единомышленниками. Недаром ее гостиную Л.Н.Толстой срав­ нивает с прядильной мастерской, а которой "с разных сторон, равчоморно и не .умолкая, шумели" веретена "разговорной ыаош- [ . Т о л с т о й Л.Н, Поли.собр.соч., т .9, с ,23. 2, Там ж»>, с .Л . 3. Там же, с .35.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=