ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ной стороны, - "настроение придворного легитимистского петер­ бургского общества1; с другой, - настроение тех героев романа, которые и в дальнейшем развитии событий окажутся антагониста­ ми по отношению к официальному правительственному курсу в по­ литической и гражданской жизни России 10-20 гг. XIX в. Вот по­ чему мы думаем, что на уроке по разбору первых глав романа, объединенных общим названием "шчер у Анны Павловны Шерер" в центре внимания должен стоять вопрос, как относятся посетите­ ли вечера Анны Павловны Шерер к спору о Наполеоне и войне с наполеоновской Францией. В результате обсуждения этого вопроса учащиеся должны прийти к выводу, что высшая знать Петербурга в лице Анны Пав­ ловны Шерер, князя Василия Курагина, виконта Мортемара и дру­ гих является сторонником войны с Наполеоном, причем Россия в этой войне, по их мнению, должна спасти Европу от "гидры ре­ волюции", восстановить власть Бурбонов во Франции, укрепить положение России среди союзников. С этой точки зрения следует обратить внимание учащихся на "разговор про политические дей­ ствия" Анны Павловны с князем Василием в начале первой главы, а также на рассуждения виконта Мортемара и Анны Павловны по поводу убийства герцога Энгиенского и на спор виконта с Пьером в четвертой главе. На реплику Анны Павловны: "Император Александр... объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпа­ тора, бросится в руки законного короля..." , князь Аадрей от­ вечает: "Это сомнительно. Я думаю, что трудно будет возвра­ титься к старому" 2. Нам кажется, что необходимо привлечь внимание учащихся к этой мысли князя Андрея, поскольку он достаточно определенно отвергает надежны Анны Павловны на восотановление влаоти Бур­ бонов во Франции. Князь Андрей в салоне свой человек, и если учитель своевременно я тактично обратит внимание учащихся на положение князя Авдрея в "большом овете", то учащиеся сами I. Т о л с т о й Л.Н. Полн.собр.соч., т .9, о .22. Там же, с .23. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=