ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Такое планирование уроков позволяет проследить за разви­ тием темы войны 1805-1807 гг. во всей первой книге романа, по­ казать влияние войны на судьбы героев, на возникновение слож­ ных коллизий в их жизни. Такое планирование также дает возмож­ ность правильно решить вопрос об экспозиции романа и возникно­ вении оложных сюжетных узлов "Войны и мира". Из этой обширной темы на первом уроке для анализа следует выделить "Вечер у Анны Павловны Шерер". Ряд методистов (Т.Г. Браже, А.А.Тиховодов, Г.Н.Фейн) вечер у Анны Павловны Шерер тоже рассматривают на первом уроке по изучению текста, так как здесь Л.Н.Толстой знакомит читателей с радом основных героев романа. На наш взглад, следует обратить особое внимание на то, что уже в этих сценах заключена историческая проблематика и сразу выделяется событие, которое в дальнейшем разъединит лю­ дей, поставит их в непримиримые отношения друг с другом, опре­ делит их общественную и духовную позицию, их действия и пос­ тупки. Таким событием оказывается начавшаяся война России с наполеоновской Францией. Как известно, Л.Н.Толстой настойчиво искал начало романа. В ряде вариантов ."где бы ни собирались героини и герои будуще­ го романа, они обязательно начинали обсувдать создавшуюся в Европе политическую обстановку" I. В одной из заметок к первым главам романа читаем? "Пере­ писка о войне. .Война во всем" 2. Затем появляется еще одна за­ пись: "Взгляд высшего общества на Бонапарта, на причину и необ­ ходимость войны" 3. Именно поэтому из 16 вариантов Л.Н.Толстой выбирает раз­ говор в салоне А.П.Шерер. На вечере особенно ярко обнаружился "градус политического термометра" в один из поворотных момен­ тов в жизни русского общества, причем именно в обстановке са­ лонного разговора уже в начале романа Л.Н.Толстому удалось столкнуть различные точки зрения и различные настроения. С од~ ^ • З а й д е н ш н у р Э.Е. "Война и мир" Л.Н.Толстого. М.: Книга, 1966, о . 16. 2 ,Т о л о 1 о I Л.Н. Полн.собр.соч., т .13, с .73. 3-Там же, с.198. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=