ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

О.Ю.Богдапова УЧАЩИМСЯ О СТАНОВЛЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК ПИСАТЕЛЯ Богатство и сложность личности Л.Н.Толстого, глубина его нравственных и эстетических исканий требуют от учителя особого внимания к формированию жизненных убеждений и художественных принципов писателя. В планировании уроков по творчеству Толс­ того в 9 классе важно установить взаимосвязи мевду основными этапами изучения теш . Это работа по творческой биографии пи­ сателя, повторение пройденного в 7 классе, организация чтения ранних произведений Толстого, романа-эпопеи "Шина и мир",изу­ чение "Войны и мира", обзоры романов "Анна Каренина" и "Воск­ ресение", знакомство с драматическими произведениями, урок по статьям В.И.Ленина о Толстом, формирование обобщений на итого­ вых уроках. В системе всех занятий учитель постоянно обращает­ ся в ленинским оценкам творчества Л.Н.Толстого, что создает методологическую основу изучения всей монографической темы. Выбор "сквозных" тем при таком планировании связан с осу­ ществлением системного подхода к изучению литературы. Систем­ ный, комплексный подход, по мнению специалиста по эстетике Ю.Бербаша, выражается в исследовании явлений в "совокупности всех аспектов, в сложном многообразии и взаимодействии отноше­ ний" и "представляет собой один из коренных методологических принципов марксистско-ленинского учения" \ Установить системные связи между частями изучаемой моно­ графической темы поможет, преэде все^о, понимание отношения писателя к событиям времени, к народу, к истории, к подлинной ценности человеческой личности, что нашло глубокое и всесторо*- нее воплощение в его художественных произведениях, записях, в письмах к современникам. Особое значение поэтому имеют первые уроки по изучению творчества Л.Н.Толстого, т.к. на них возбуж­ дается интерес у учащихся к постижению личности и таланта пи­ сателя. От того, как будет подобран и организован материал на первых занятиях, в значительной степени зависит успех изучения всей темы. Целесообразно часть творческой биографии Толстого предложить учэщ'лмся подготовить по учебнику. Преподаватель ру­ ководит работп-:* К 1 тяпг‘я[ взяв на себя чтение лекции об отдель- 1977Р с 367 ')Г 8 Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=