ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

но включаются ймгменты из работ учащихся, выполненных в ходе изучения романа, чтение наизусть отрывков, привлекаются оценки Чернышевского из указанной выше статьи. Кроме того, урок этот служит введением в изучение статей Ленина о Толстом, и потому на нем ставится вопрос: что особенно привлекало Ленина как чи­ тателя в романе "Война и мир" 1. Урок начинается вступительным словом учителя- Содержание вступительного слова - тема России и русского национального характера в произведениях современников Л.Толстого (Ф.Тютчев. Умом Россию не понять...; Н.Некрасов. Родина-мать, по просторам твоим...; М.Е.Салтыков-Щедрин. Я люблю Россию до боли сердеч­ ной... и др .). Ставится вопрос о решении этой темы Л.Н.Толстым в произведениях, предшествующих "Войне и миру" (автобиографи­ ческая трилогия, "Севастопольские рассказы"). Далее учитель комментирует название {емы урока и ставит вопросы перед учащимися. - В какие моменты жизни и как, по мнению Толстого, про- ' бувдается в человеке национальное чувство, гордость за принад­ лежность к русской нации? Показать это на примерах из романа. Учащиеся читают размышления-рассказы и выученные наизусть . отрывки: - о Багратионе: письмо Аракчееву (т . 6 , с . 144-145), вы­ деляя слова: "Скажите, ради бога, что наша Россия - мать наша- окажет, что так страшимся..."; - о Кутузове: сцена в Филях (т . 6 , с .3IO-3I4). Обращается внимание на то, что значили для него слова: "Священная древняя столица России..." Также говорится о том, как Кутузов воопря- нял веоть об оставлении Наполеоном Москвы: "Спасена Россия..." ( т .7, с .131). Комментируется сцена под Красным л речь Кутузо­ ва, обращенная к солдатам: "Благодарю воех за трудную и вер­ ную службу. Победа совершенная, и Роооил не забудет вао. Вам слава вовеки" ( т .7, 0 .214 ); I. Оценки Левиным отдельных сторон мастерства и личности Л.Н. Толстого давались по ходу работы над всей темой. Полностью статьи Ленина о Толстом изучаются на последнем уроке по творчеству Л.Толстого. Описываемый урок предваряет их изу­ чение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=