ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ней при чтении; 3) как и в чем проявилось мастерство писателя; 4 ) как связана с предыдущим повествованием; 5) что поучитель­ но для вас в размышлениях автора и героев. При чтении и анализе отдельных сцен мы заботимся о целост­ ном восприятии их учащимися. Если эпизод, сцена читаются на уроке, то учащиеся получают время для их осмысления. Они как бы останавливаются ненадолго,чтобы глубже почувствовать то, что прочли, воссоздать и представить картины, нарисованные писателем, насладиться красотой формы, а затем обмениваются мнениями, суждениями о прочитанном. Задача комментариев я воп­ росов учителя при этом - углубить восприятие школьников, не нарушив его целостности. Чтение-размышление и наблюдения над отдельными сценами, эпизодами, характерами являются своеобразным звеном в выпол­ нении заданий обобщавшего характера. Тематика таких заданий дается еще до изучения романа. Вот некоторые из тем. - Любимые и нелюбимые герои Л.Толстого и философия их жизни в оценке писателя. - Портрет как средство характеристики героев в "Войне и мире". - "Диалектика души" как прием раскрытия внутреннего мира человека в произведениях Л.Толстого. - Прием контраста в изображении Наташи и Элен. - Как понимает Толстой истинный патриотизм. - Что значит для Толстого национальное чувство в как оно проявляется в героях романа. - Природа и ее функция в романе. ■ - Хотят ли русские войны? (Отношение Л.Толстого к войне, Толстой о необходимости защиты Отечества) Чтение романа под углом зрения заданных обобщающих тем помогает осмыслить общие закономерности, философию жизни Толстого, отразившуюся в романе, выделить магистральные проб­ лемы. Все указанные задания реализуются в последовательной работе над романом, а также на завершающе!* уроке на тему: Величие русского национального духа в романе-эпоаее Л.Толс­ того "Война и мир". Дадим краткое описание этого урока. В него последователь­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=