ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

номию произведениям графа Толстого, (.всегда) останутся сущест­ венными чертами его таланта, какие бы новые стороны не выка­ зались в нем при дальнейшем его развитии" J. Эти оценки должны послужить ориентиром при дальнейшем чтении и восприятии учащи­ мися произведений Л.Н.Толстого. Первый урок по роману "Война и мир" в нашей системе - это урок-обзор содержания романа и выявления впечатлений о прочи­ танном; урок-перспектива изучения о учетом вопросов, возникших у учащихся при чтении и выявленных в процессе беседы,. Они могут быть такими. - В какой период жизни писателя был создан роман? Что оп­ ределяло жизнь и настроение Толстого в эти годы? - Почему роман волнует читателей на протяжении века я бу­ дет волновать всегда (на основе личных высказываний учащихся)? - Как организован огромный жизненный я исторический мате­ риал в романе? Прием антитезы как главный композиционный прием. Примеры. Истолкование названия романа. Многозначность слова "мир". - В чем видит Толстой объединяющую и проникающую мысль романа? Примеры. - Жизнь з движении, изменении, становлении и развитии. Провозглашение правды и естественности в противоположность лжи и фальши. На этом же уроке учащимся предлагается (или они предла­ гают сами) список отрывков из романа для чтения наизусть. Эти фрагменты включаются в анализ по ходу изучения романа. Чтение наизусть стимулирует образную конкретизацию художественного текста, рчрабатывает отношение к прочитанному, помогает вос­ принять художественные приемы и углубиться в нравственный мир читаемого. В этом смысле оно представляет вариант "чтения- размышления". К каждому последующему уроку учащимся предлагается такое задание: выбрать для чтения-осмысления одну из картин, сцен, описаний, внутренних монологов и т .д ., имеющих отношение к изучаемой на уроке теме, и написать свое размышление о прочи­ танном в любой форме (размышления по ассоциации, вопросы, воз­ никшие при чтении; эстетические оценки и суждения и т .д .). I» Ч е р н ы ш е в с к и й Н.Г. Избранные статьи. М., 1978, 0.224. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=