ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

оценка кок исторических событий, так и частной жизни; истори­ ческих деятелей и самых заурядных, обыкновенных героев романа. Заланл.ч, которые последовательно лаются учащимся, рассчи­ таны на осмысление тох’о или иного эпизода, "куска" романа, взятого в разных плоскостях и ракурсах, в процессе организуе­ мого учителем чтения-размышления, которое выступает в различ­ ных формах. Обратимся к ним. - Свободное ненаправленное чтение романа до изучения в массе (за полтора-даа месяца до начала изучения) 1 . - Беседа о прочитанном, выявляющая уровень и направлен­ ность восприятия учащихся, на первом уроке по изучению романа. Констатируются возникшие вопросы и интересные с точки зрения школьников эпизоды. - Ответы на вопросы по прочитанному и сочинения-миниатю­ ры как результат чтения-осмысления выбранной школьником кар­ тины, сцены, эпизода и т.д. - Задания обобщающего характера, позволяющие протянуть "нить" в лабиринте сцеплений, воспринять толстовскую филосо­ фию жизни, нравственные критерии. - Размышления о жизни по ассоциации с прочитанным (зари­ совки, рассказы, эссе). - Написание рефератов по темам, связанным с истолкова­ нием романа художниками, композиторами, кинорежиссерами. - Завершающее сочинение-размышление о творчестве Л.Н. Толстого. Дадим пояснения к указанным приемам чтения-размышления и некоторые примеры их реализации. На уроках, предваряющих изучение "Войны и мира",' внима­ ние учащихся было обращено на самоанализ как на средство самовоспитания Л.Н.Толстого; самоанализ также рассматривался как двигательная пружина творчества писателя. Кроме того, в процессе обзора ранних произведений были выделены особеннос­ ти мастерства Толстого-художника на основе чтения статьи Чер­ нышевского о Толстом. Приводилось, например, такое сувденис: " . . . глубокое знание тайных движений психической жизни и час­ тота нравственного чувства, придающие теперь особенную физио- I. Мы па описываем в статье всю систему уроков по роману "ГоЯна и млр” , а лишь демонстрируем прием чтеняя-размыш- ленвл на нискольких примерах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=