ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

- Что отвечать ему? - думал князь Андрей, глядя на пле­ шивую голову старика (Алпатыча - P.M.) а в выражении лица его ч и т а я сознание того, что он сам понимает несвоевремен­ ность этих вопросов... (т . 6 , с .141). - На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов ч и т а л выражение нап­ ряженности, дошедшей до высшей степени ( т . 6 , с .280) (разрядка в тексте наша. - P .M .). Именно так, через восприятие жестов, мимики, взглядов героев Толстого, читатели-школьники должны проникать в их ду­ ховный мир. Чтение-размышление является для старшеклассников и средством самопознания,ибо может удовлетворять их актуаль­ ным психологическим потребностям. Самопознание и самовоспита­ ние я системе психологических потребностей ранней юности за­ нимают одно из ведущих мест. Кроме того, мы учитывали, что для Толстого самопознание и самовоспитание являлось двигательной пружиной его собственного творчества. Методику организации чтения-размышления мы стремимся со­ отнести с внутренними закинамя творчества Толстого, пытаемся отыскать путеводную нить в бесконечном "лабиринте сцеплений", из которых слагается художественное произведение. Покажем это на примере организации чтения романа-эпопеи "Война и мир" в 9 классе. Именно "Война и мир", поразительное по масштабности произведение, вызывает затруднение в восприя­ тии и охвате его содержания у читателей-учащихоя. Учитель должен помочь им за масштабностью увидеть конкретность и жиз­ ненность решаемых проблем, помочь постичь диалектику мысли писателя и проникнуться его чувствами. На этом пути возникают две одинаково опасные ситуации: увлекшись масштабностью, панорамностью, - пропустить детали, в наоборот, детализация в анализе убивает обобщающую мысль писателя, масштабность. Только постоянное соотнесение общего и I. Т о л с т о й Л. Н,-Война и мир.-Собр. соч.: В 20-ти т. М., 1961, т .4, с .316. В дальнейшем все ссылки на произведения Л,Толстого даются по этому собр.соч., в скобках указываем том is страницу. ЛОВНЦ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=