ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983
Р.Д.Мадер ЧТЕШЕ-РЛЯМЫШЛЕНИЕ КАК СРВДОТВО ПОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Л.Н.ТОЛСТОГО Многообразие путей и аспектов изучения творчества Л.Толс того в школе, - существующих и постоянно обновляющихся, - объясняется многообразием и сложностью художественного мира писателя, который представляется поиотине неисчерпаемым. За- даваясь целью приобщить старшеклассников к этому миру, мч достигаем ее в процессе организации ч т е н и я - р а з м ы ш л е н и я . Чтение, как известно, - сложный и неоднородный ироцесо. Насущная проблема - приохотить учащихся к чтению, сосредото чить их внимание на читаемом, т.к. чтение школьников чаото не адекватно образному строю произведения. Нередка и такая си туация: "глаза его читали, а мысли были далеко..." Термин "чтение-размышление" условен. Он применяется нами как название методического приема. Чтение-размышление предполагает проникновение во внутренний мир толстовских ге роев, постижение авторской мысли, авторской позиции, что чрез вычайно трудно для юных читателей, которые не воспринимают диалектику развития толстовских характеров. Например, из вестно стремление лучших героев романа "Война и мир" выска заться полностью, не скрывать внутренней жизни, внутренних порывов (их импульсивность); вместе с тем, в силу богатства натуры полностью вчоказать себя они не могут - в их состояние надо проникнуть сосредоточенным, "духовным зрением". Этому и учит сам Толстой. Следует обратить внимание школьников на то, что означает у Толстого глагол "читать", который писатель связывает со стремлением героев понять дртг друга без слов или, не обращая внимания на слова, истолковать мимику, улыбки, взгляды. Такое понимание требует большой ду ховной, душевной работы общающихся. Сошлемся на некоторые примеры употребления форм глагола "читать" в романе "Война я мир". - От Николеньки письмо? Наверно! - вскрикнула Натааа, п р о ч т я утвердительный ответ в л и ц е Анны МяхаЯ- IS
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=