ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Р.Д.Мадер ЧТЕШЕ-РЛЯМЫШЛЕНИЕ КАК СРВДОТВО ПОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Л.Н.ТОЛСТОГО Многообразие путей и аспектов изучения творчества Л.Толс­ того в школе, - существующих и постоянно обновляющихся, - объясняется многообразием и сложностью художественного мира писателя, который представляется поиотине неисчерпаемым. За- даваясь целью приобщить старшеклассников к этому миру, мч достигаем ее в процессе организации ч т е н и я - р а з ­ м ы ш л е н и я . Чтение, как известно, - сложный и неоднородный ироцесо. Насущная проблема - приохотить учащихся к чтению, сосредото­ чить их внимание на читаемом, т.к. чтение школьников чаото не адекватно образному строю произведения. Нередка и такая си­ туация: "глаза его читали, а мысли были далеко..." Термин "чтение-размышление" условен. Он применяется нами как название методического приема. Чтение-размышление предполагает проникновение во внутренний мир толстовских ге­ роев, постижение авторской мысли, авторской позиции, что чрез­ вычайно трудно для юных читателей, которые не воспринимают диалектику развития толстовских характеров. Например, из­ вестно стремление лучших героев романа "Война и мир" выска­ заться полностью, не скрывать внутренней жизни, внутренних порывов (их импульсивность); вместе с тем, в силу богатства натуры полностью вчоказать себя они не могут - в их состояние надо проникнуть сосредоточенным, "духовным зрением". Этому и учит сам Толстой. Следует обратить внимание школьников на то, что означает у Толстого глагол "читать", который писатель связывает со стремлением героев понять дртг друга без слов или, не обращая внимания на слова, истолковать мимику, улыбки, взгляды. Такое понимание требует большой ду­ ховной, душевной работы общающихся. Сошлемся на некоторые примеры употребления форм глагола "читать" в романе "Война я мир". - От Николеньки письмо? Наверно! - вскрикнула Натааа, п р о ч т я утвердительный ответ в л и ц е Анны МяхаЯ- IS

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=