ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

те, с разрешения заместителя министра культуры в 1956 г. Эти произ­ ведения Российского не только находились в фондах музея, но и экс­ понировались . Целый ряд работ художника известен только по описаниям. К их числу относятся картина "Толстой на прогулке", погрудный портрет писателя, рисунки, "Апофеоз Толстого и "Могила Толстого”. За десять лет труда по сбору сведений из жизни и деятельно­ сти Российского учащиеся встречались о замечательными людьми. Это заслуженный деятель культуры Н.Н.Пузин, - именно он назвал нам жи­ вых свидетелей творчества художника; памятными и плодотворными были встречи с братом художника - Б.И.Россинским ("дедушкой рус­ ской авиации", по словам В.,И,Ленина), дочерью - Т.В.Российской, работниками музеев, которые дали нам многие справки. На старой фотографии, хранящейся у дочери художника, Татья­ ны Владимировны, - мастерокая отца. Отчетливо запечатлены на ней "Толстой на прогулке", портрет Л.Н.Толстого. Любовь к Толстому прошла через всю жизнь художника. Татьяна Владимировна помнит отца в последний год его жизни, 1919-й. Тогда в его мастерской в Б.Гнездниковском переулке всю стену занимало большое полотно для будущей картины, должной изобразить Толстого-пахаря. Были ужЪ •сделаны наброски углем, подмалевки.Художник предполагал отразить динамику труда, выразить любовь и уважение писателя к труду зем­ лепашца, дающего людям хлеб. "Великий мыслитель пашет" - так сам Россинский определял смысл задуманной работы. Постоянно перед ним была цветная репродукдия с известной картийы Репина, но он искал самостоятельное решение. Картина не была написана: смерть оборвала работу. А заготовки, наброски погибли в суровые 20-е годы,как по­ гибло или утеряно многое из того, что было создано кистью худож­ ника. Россинский - художник разностороннего дарования. Его кисти при­ надлежат портреты Л.Андреева, И.Бунина, С.Рахманинова, ^.Шаляпина, В.Качалова, К.Станиславского и др. Им созданы характерные декора­ ции к ряду спектаклей МХАТа в начале XX в ., проникновенные пейза­ жи Подмосковья. Он принадлежал к лучшей части русской интеллиген­ ции, которая не только сочувствовала пролетарской революции, но и помогала ей с первых дней Сове кой власти. Все, что уцелело из художественного наследия В.И.Российского, представляет большой ин­ терес и вызывает глубокое уважение к нему, благодарность художни­ ку , ’ рассказавшему по-своему о Толстом, других представителях русской культуры, русской жизни. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=