ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

их скорбь, озабоченность и сознание невозможности чем-нибудь по­ мочь дорогому человеку. Приглушены цвета р.чсунка: темные платья дочерей, темный плед и часть стены, на которой контрастно вырисовывается голова привета? шего Толстого. Белая постель, белая рубашка, седая борода, бледное лицо и выразительные, говорящие глаза. Последние мгновения жизни, освещенные мыслью, и она характерна для писателя: " . . . на свете есть много людей, кроме Льва Толстого..." Мы стали обладателями бесценного богатства. Многократно об­ ращались к работам Россинского и в классе, и на занятиях кружка; дети учились описывать картины словами, соединять свой рассказ с другими данными о духовной драме писателя. Подготовка выставки в кабинете литературы к текущему уроку была одним из непреложных законов нашей методики. Учащиеся при­ выкли сами готовить комментарии к икспонатам, особенно если были задания по биографии художника, истории портрета и т .п . "'то стало возможным после большой поисковой работы. Ведь о художнике Россий­ ском нигде ничего не было написано: не былд ни популярной, ни научной его биографии, не было каталога его картин или их анализа и оценки, не было как обычно, открыток с репродукциями картин или портретов, Более десяти лет несколько поколений учащихся - членов крае­ ведческого кружка Яснополянской средней школы нм.Л.Н.Толстого - собирали по крупицам весь тот материал, который теперь обобщен в ооставал историю жизни незаслуженно забытого талантливого ху­ дожника . Оставляя в стороне ссылки на источники, так как цель этой статьи - не исследование, а популяризация, поделимся тем, что знаем о художнике, что скупо открылось нам из книг, а больше - из общения с людьми, знавшими художника и его родственников. Слово о художнике важно для учащихся тем, что дает представ­ ление о Том, какие люди тянулись к Толстому, как сильно было его влияние на современников, в каком направлении шло это влияние на молодежь. Владимир Илиодорович Россинский родился в 1Ь75 г. в Рязани. Его детство и юность прошли в Москве. Еще в юности полюбил он произведения Толстого. Случилось так, что сама судьба способство­ вала сближению художника с семьей писателя: он учился в одном 142 г-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=