ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

По могучая, действенная натура Толстого не могла удовлет­ вориться только созерцанием. В Ясной Поляне "ему не нужно было искать сферы деятельности - она была готова: у него есть пря­ мая обязанность, у него есть крестьяне" ("Утро помещика"). С Ясной Поляной были связаны "счастливые эпохи" его жизни, когда 'вся жизнь отдавалась служению людям, будь то школа, посредни­ чество или помощь голодающим. Мешало ли Толстому это каждодневное общение с "мужицкой" Россией, с одной стороны, и его положение владельца родогой усадьбы, где витали тени любимых людей и жила память о славном прошлой - с другой, понять "общие законы, необходимые его оте­ честву"9 Сам Толстой ответил: "Может быть". В.И.Ленин, назвав и объяснив противоречия в мировоззрении Толстого его общей с патриархальным крестьянством позицией, доказал, что "Толстой не мог абсолютно прнять ни рабочего движения и его роли в борь­ бе за социализм, ^и русской революции". Но Толстой передал настроение широких .ласс, угнетенных и обездоленных, "выразил их стихийное чувство протеста и негодования", поставил в своих работах массу великих вопросов" (Татьяна К .). Понятно, что предложенная система использования материа­ лов музея-усадьбы "Ясная Поляна" не является единственно воз­ можной. Известна, например, интереснейшая и плодотворная рабо­ та литературного музея Яснополянской школы им.Л.Н.Толстого ^ , Возможно и вкрапление в установившуюся систему изучения твор­ чества Л.Н.Толстого в школе урока "Лев Толстой и Ясная Поляна", но вместо предложенного ими просмотра диафильма тульские учи­ теля используют экскурсию с последующим прослушиванием сообще­ ний учащихся. Разумев'!;',!, и темы, предложенные учащимся, могут быть и другими: "Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого", "Гости Ясной Поляны", "Портреты в Яснополянском музее-усздьбе" и т.д. Важно лишь, чтобы содержали'' этих сообщений и урока в целом отвечало цели, определенной нами в начале статьи,- дать представление о Ясной Поляне как о явлении национально? хуль- туры, обогатить представление о личности Толстого, побудить учащихся к чтению его произведений, вызвать в них чувство национальной гордости. I . П и р о г о в j Т.Н. Поиски а находки (ЛитератуоныГ ыузеЯ в_Яс’!ОполянскоЯ юколе и м . Л . Н . Т о л е -3 кн.: Толстовски? сборник (апученке художественного наследия Л.Н.Толстого в педагогическом институте и ойоле’ . Тула, 1961, с .161-196. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=