ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Прослушав на уроке, посвященном творческой истории рома­ на, процитированные учителем по статье Архангельской отдельные фрагменты из книги Н.И.Тургенева, ученики, многие из которых прочли роман до его изучения в школе, легко обнаруживают это сходство и лишний раз убеждаются в верности Толстого своему творческому принципу: " . . . когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности". Сопо­ ставляя уже в ходе изучения романа образ мыслей 11.И.Тургенева и главных героев романа, князя Андрея Болконского к Пьера Бе- зухова, ученики ярче представят путь последних к декабризму, типичность для людей де сабристской среды поступков и рассужде­ ний князя Андрея и Пьера. Урок "Лев Толстой и Ясная Поляна", о подготовке к которо­ му уже шла речь, может быть построен как ряд подготовленных сообщений по плану учителя, слово которого начинает урок, кон­ чает его и является связующа звеном между сообщениями. Возмо­ жен и другой вариант урока (он более уместен в классе, чем в музее-усадьбе), когда его "канвой" служат сильно сокращенные воспоминания Вал.Ф.Булгакова "День Толстого" I, "расшитые" вставками, подобранными учащимися из дневников и писем самого Толстого, а также из дневников и воспоминаний близких и гостей Ясной Поляны. Сокращенный вариант воспоминаний Булгакова, а еще лучше - грамзапись, прозвучит и в первом варианте урока. Должны учени­ ки услышать и живой голос Льва Толстого. Даже простое знакомст­ во с распорядком дня писателя в последний год его жизни пора­ жает. Равняя полуторачасовая прогулка, б/гседа у крыльца с при­ ехавшими в Ясную Поляну со своими нуждами людьми, скромный завтрак, чтение, ответы на письма, литературная работа до двух часов дня, вегетарианский второй завтрак в кругу домалших, вер­ ховая прогулка, обед в шесть часов, партия в шахматы, занятия физкультурой, снова работа в кабинете - подготовка материала для очередной работы, чтение на русском и иностранном языках, вечер в беседе с домашними и гостями, слушанье музыки. Перед нами проходит, говорит Вал.5?.Булгаков, "полный впечатлений, на­ сыщенный важными умственными, духовными интересами и сямоотвер- I. Б у л г а к о в Вял.Ф. О Толстом, с.72-Сб. 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=