ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

одновременно и приблизили к ней Толстого и его время,и напол­ нили гордостью сердца. Трудно переоценить не только познавательный, но и нравст­ венный аспект знакомства школьников с музеем—усадьбой Л.Н. Толстого. В этом убеждает и второй сквозной мотив ученических работ - Толстой и природа Ясной Поляны. Девятиклассники выпи­ сывают и комментируют не только отдельные высказывания Толсто­ го о природе, но и довольно большие фрагменты из его дневников и писем. Во время второй коллективной экскурсии в аллеях парка, на краю оврага Старого заказа, на Калиновом лугу, у Воронки они цитируют по памяти: "Самая чистая радость - радость приро­ ды", она "всегда прекрасна и всегда трудится", "Друг хорошо, а природа лучше... И холодная она, и не разговорчивая, и важная, и требовательная, да зато уж это такой друг, которого не поте­ ряешь до смерти, а и умрешь, все в нее же уйдешь..,". В весен­ ний теплый день особенно остро воспринимаются строки из письма Толстого: "Пришла весна, как ни вертелась, а пришла. Воочию чудеса совершаются. Каждый день новое чудо. Был сухой сук - вдруг в листьях. Бог знает, откуда-то снизу из-под земли лезут зеленые штуки - желтые, синие. Какие-то животные, как угорелые, из куста в куст летают и зачем-то свистят изо всех сил, и как отлично! Даже в эту минуту под самым окном два соловья валяют... Я три часа провел за этим занятием (аккомпанировал соловьям на рояле - Е .Ж .)... Бывают минуты счастья сильнее этих: но нет полнее, гармоничнее этого счастья"* Для Толстого, осознают ученики, природа Ясной Поляны бйла тем лекарством, которое помогало ему вернуться к обладанию са­ мого себя, она заставляла его испытывать "чувство, похожее на восторг", она помогала ему думать, творить, об{етать душенное равновесие. На той же дороге мимо пчельника и «упальни, где Толстой когда-то думал: "Везде трава, птицы, медунчики; нет ни городовых, ни мостовой, ни извозчиков, ни вони, и очень хорошо", учащиеся признаются, что общение с миром природы, знакомство с высказываниями Толстого помогло им глубже понять то настойчивое противопоставление гармонии природы целям и идеалам дворянского общества, которое составляет один из основных кжтрастов в про­ изведениях Толстого. "Я не помню в них описани? городского пеГ- зажа, - говорит ученица. - Зато с какой любовь* сам автор и ег 131

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=