ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ремингтонная, с 1871 по конец 1680-х - комната для приезжающих, с 1902 по 1910 - снова нынешний кабинет. По этим датам можно безошибочно определить, когда жил Толстой в Ясной Поляне: жил, значит, работал. Страницы рукописей, исправленных, перечеркнутых, наглядно демонстрируют упорство', взыскательность художника. Мне кажется, что ленинские слова'о том, что “до Толстого, этого графа, под­ линного мужика в литературе не было", можно отнести не только к содержанию им созданного, но и к оценке процесса его творчест­ ва: поистине, в поте лица своего создавал Толстой свои шедевры. Когда в литературном музее смотришь на 90 томов написанного Толстым, когда потом просто пробегаешь глазами номера вариантов, поражаешься: сколько понадобится человеку лет, чтобы прочесть все это хоть один раз? А создать? Только жизни гения, большой, подвижнической жизни Толстого может хватить, чтобы распахать и засеять такое поле" (Владимир К .). •Учащиеся замечают, что любой труд, которым занимался Толс­ той, отмечен печатью художника: "Толстой разбивает яблоневый сад - он украшает землю; он'косит на Калиновой лугу - он при­ носит домой букетики полевых цветов, дарит их родным, украшает^ свой кабинет. А сам по время работы чувствует минуты вдохнове­ ния. "Чем долее Левин косил, тем чаще и чаще чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса дви­ гала за собой все сознающее себя, полное жизни тело, и, как по волшебству,- без мыслеР о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой". Ведь это ощущения самого Толстого!” (Ольга Е .). .„ ■ Как творчество воспринимают старшеклассники и педагогичес­ кую деятельность Толстого. Недаром ученица, ныне студентка Тульского пединститута,, начинает разговор о ней с раздумий над словами Толстого: "Школа - это мое детище, работа - моя поэзия и любовь".' Посещение Ясной Поляны дало ей то, чего не дали ни рассказ учителя в 7 классе, ни прочитанная потом книжечка "Толстой и дети": листки бумаги, исписанные детским почерком, счеты, "Азбука",- комната под сводами, где лучшие ученики, Федь­ ка и Семка, восстанавливают свое сочинение,сторожка у въезда в усадьбу, где, кяжется, и сейчас еще звенят ребячьи голоса, - 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=