ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

свидетельствуют о том, что писатель любил и умел работать фи­ зически. Жизнь, лишенная физического труда, представляется ому преступной, развращающей человека. Толстой сидит на скамье за столом, углубившись в работу. На фоне освещенной стены отчетливо вырисовывается его сильная, крепкая фигура, выступает могучий лоб мыслителя. Вся компози­ ция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого, как бы подчеркивают, что писатель спешит уловит: мысль, торо­ пится сказать людям о том, что в настоящее время составляет для него весь смысл жизни. Советский искусствовед Н.Машковцев пишет: "Эта низкая комната под сводами напоминает лабораторию, х’де из жизненных наблюдений и опыта в полной тишине и уединении ровдаются могу­ чие художественные образы и мысли, от которых содрогается мир" . Вот так же,в полной тишине и уединенности из жизненных наблюдений и воспоминаний,рождалось произведение "После бала", которое и сегодня волнует читателя. На этом же уроке целесообразно показать изображения скульптурных портретов Л.Н.Толстого, выполненных П.Трубецким в 1899 г. и И.Гинцбургом в 1903 г . , которые дополнят представ­ ления учащихся о писателе. При изучении темы "Л.Н.Толстой" в старших классах учитель следит за тем, чтобы демонстрируемые портреты органически со­ четались с материалом о жизни и творчестве писателя. Поэтому при изучении биографии следует продемонстрировать, во-первых, портрет писателя времени расцвета его творчества. Сделать ото можно на первом этапе изучения темы, определяя значение дея- тельност/ художника слова. Более подробно об этом полотне сле­ дует говорить, когда речь пойдет о жизни писателя в период создания портрета. Расцвет творческих сил Толстого - С0-70-е гг. К этому периоду относится великолепный портрет И.Н.Крамского. Не так уж важно, что ребята, учась в 4 классе, однавды видели его. Теперь, повзрослев, они с помощью учителя сумеют оценить дос­ тоинства этого произведения искусства, глубже проникнуть в I. М а ш к о в ц е в Н . Толстой в произведениях Репина. М.-Л.: Искусство, 1948, 0 . 23 . 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=