ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

их возможностях, - и в смысле глубины проникновения в материал, и в отношении его оформления. Задания становятся стимулом к самостоятельным поездкам в музей, к работе с мемуарной и науч­ ной литературой. Школьники познакомились с дневниками С.А. Толстой , воспоминаниями И.Л.Толстого Т.Л.Сухотиной-Толс­ той , Т.А.Кузминской Н.Н.Гусева Вал.$ . Булгакова "Яснополянскими записками" Д.П.Маковицкого ^ , а также с книга­ ми "Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников" (М., I960), "Лев Толстой и музыка" (М.: Советский композитор, 1977),"Л.Н. Толстой и художники" (М.: Искусство, 1978), В семьях многих учащихся есть альбомы "Ясная Поляна" (М.: Советская Россия, 1976), "Лев Толстой и Ясная Поляна" (М.: Прогресс, 1981), ко­ торые оказали им существенную помощь в работе. Признавая большое познавательное значение прочитанной кни­ ги, а иногда отмечая и ее художественные достоинства, восхи­ щаясь альбомами, ученики все же признают, что самое сильное впечатление они получили от поездок в Ясную Поляну. Что же особенно поражает старшеклассников в личности ху­ дожника? Прежде всего - трудолюбие, титаническая трудоспособ­ ность. Ученики пишут: "Главным для меня при посещении Ясной Поляны стало представление о Толстом как о великом труженике. В какую бы комнату ты ни вошел, тебя не покидает это ощущение. Библиотечная комната, 22000 книг, тысячи из них испещрены его пометами. Я полистал описание этой библиотеки, прочел некоторые замечания Толстого. Библиотека на т£идцати пяти языках!.. Переходя из комнаты в комнату, слышишь: "Здесь был напи\- с а н ...". Действительно, почти каждая комната в доме была в свое время кабинетом писателя: с 1856 по 1862 - нынешний каби­ нет, с 1862 по 1864 - комната под сводами, с 1864 no 1866 - 1. Т о л с т а я С.А. Дневники: В 2-х т. М.: Худож.лит., 1976. 2. Т о л с т о й И.Л. Мои воспоминания. М.: 1969. 3. С у х о т и н а - Т о л с т а я Т.Л. Воспоминания. М .: Ху­ дож.лит., 1981. 4. Г у с е в Н.Н. Два гол» с Л.Н.Толстым. М., 1973. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=