ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

К субъективным причинам мы относим доступность для тульс­ ких школьников не только коллективной экскурсии, но и самос­ тоятельных поездок в муаей, возможность приглашения в качестве экскурсоводов студентов Тульского пединститута. Эта доступ­ ность, однако, создает у школьников, не раз побывавших в музее к моменту изучения жизни и творчества Толстого в 9 классе, ил­ люзию исчерпывающего знания. Учет всех этих обстоятельств побуждает учителя помочь учащимся увидеть Ясную Поляну по-новому, направить их внимание к личности писателя. С этой целью перед экскурсией в музей- усадьбу девятиклассникам предлагаются задания, которые станут затем темами из сообщений на уроках. Назовем некоторые из них: "Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходи­ мые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его"?", "Если хочешь понять поэта, отправляйся на его родину",- говорил Гете. Что дало вам для понимания Толстого посещение Ясной Поляны?", "Верна ли мысль, что Ясная Поляна - соавтор Толстого?" *, "Толстой и мир вещей Ясной Поляны", "День Толсто­ го в Ясной Поляне" и т.д. Заключительный урок, на котором прозвучит часть этих сооб­ щений, проводится или в школе (и тогда к нему готопится темати­ ческая выставка, альбомы, диапозитивы), или во время повторной коллективной поездки в Ясную Поляну. Урок в школе обычно проводится в классе, где много слабых или безразличных к литературе учащихся: они отказываются или вообще от поездки в муэгй-усадьбу, или от повторной экскурсии. Опыт убеждает, что подобный урок, не подменяя непосредственных впечатлений, побуждает эту категорию старшеклассников все же побывать в музее, но уже в какой-то мере подготовленными. Анализ ученических работ, проведенный нами в разике годы v в разных классах, дает право думать, что цель достигнута: в центре внимания - личность Толстого; к заданиям ученики относят­ ся серьезно: выбрав тему по силам и по вкусу, делают все, что-г I. ГЧо определение принадлежит монгольскому писатели Л.Тудаву. См.: С е к с л е £ AYE. Ясная Поляна г/ восприятии иностран­ ных писателей. - Е кн.: Толстовский г ^р н т :*!■' 1Ь0-летию со дня рождения Л.(’.Толстого. Тула, 19м , с .133. J?8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=