ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ И МУЗЕЯ-УСАДЬБЫ ЯСНАЯ ПОЛЯНА ПРИ ИЗУЧЕНИИ.ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ Хорошо известно, как велика роль непосредственных впечат­ лений от посещения мест, где жил и творил художник, знакомст­ во с его письмами, дневниками при изучении творчества писате­ ля е школе. Когда речь заходит о Л.Н.Толстом, то из всех предложенных методической мыслью путей знакомства с личностью писателя (заочная экскурсия по Ясной Поляне, урок с использованием иконографии и дневников писателя *, композиция по дневникам и письмам с) нам представляется наиболее эффективным посещение музея-усадьбы Ясная Поляна с последующим использованием знаний, почерпнутых по время экскурсии, а затем и самостоятельно добы­ тых, на протяжении ряда уроков по биографии и творчеству Толс­ того, а также проведение итогового урока "Л.Н.Толстой и Ясная Поляна". Такой путь знакомства с личностью писателя продиктован рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Действительно, Ясная Поляна - это место, где родился, жил и работал великий художник в течение полувека. Здесь все под­ линное: обстановка и личные вещи писателя, книги и картины - музей производит впечатление жилого дома; быт и природа Ясной Поляны узнаются в его произведениях; наконец - и это, может быть, самое главное - Ясная Поляна всегда была в сознании лю­ дей понятием духовным, "явлением национальной культуры с про­ блемами совести, правды и поисков правды, добра, справедливос­ ти, мужества в отстаивании своих убеждений, человечности в са­ мом высоком смысле этого слова" 1. М а р а н ц м а н В. Г. Биография писателя с системе эсте­ тического воспитания школьников. М.-Л., 1965, с .9-27. 2. Т и м е р ы а н и с Н.В. Использование документов, писем и дневников при изтл?ении биографии Л.Н.Толстого в школе. М.: Просвещение, 1977, с .46-53. 3. С о л о у х и н В.А. Вступительная статья. - В кн.: Ясная Поляна. М.: Советская Россия, 1978, с .14. Е.Д.Жирова 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=