ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

крепостнической России. В романе "Воскресение" тетушка Нехлю­ дова напоминает Пелагею Ильиничну йикову. В начале XX в. писа­ тель стал работать над "Воспоминаниями". Как видно из плана, в них большое место должен был занять казанский период его жизни. Но, к сожалению, замысел полностью не был осуществлен. В последний год своей кизни в Казани, находясь в марте в уни­ верситетской клинике, Л.Н.Толстой начал писать "Дневник", по которому хотел контролировать выполнение задуманного. "Днев­ ник", начатый в Казани, он продолжал вести всю жизнь. После слова учителя учащиеся выразительно зачитывают от­ рывки из произведений Толстого: из рассказа "После бала" (эпи­ зод экзекуции, наказание соддата-татарина), из повести "Юность" (Николенька Иртеньев присматривается к студентам- разночинцам), из рассказа "Утро помещика" (письмо Нехлюдова к тетушке). И, наконец, учитель подводит итоги двухчасового факульта­ тивного занятия. Он говорит о значении казанского периода в жизни великого писателя. Шесть лет жизни в губернской столице Казани расширили и обогатили духовный мир юноши. Он задумался о смысле жизни человека, разочаровался в идеале комильфо, а постоянная связь с Ясной Поляной, знание быта и труда народа усилили контраст с пустотой света, привели его к выводу о необходимости считать своей прямой обязанностью улучшение жизни своих крестьян. Многие впечатления молодого Толстого убедили его в том, что подлинная красота человек? - это красота его души, красо­ та мысли и дел. Толстой ставит перед собой задачу настойчиво развивать свои способности, избавиться от пороков и прежде всего от праздности. Недаром в 1847 г. девятнадцатилетним юношей он разработал для себя правила умственного труда, "правила жизни", которые записал в "Дневнике" от 24 марта 1847 г .:" 1 ) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Ни­ когда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а ста­ райся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум свой действо­ вать со всею ему возможною силою. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=