ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Казани и указать кратчайший и удобный маршрут к лому по улице Красина, где вначале жил Левушка Толстой. Учитывая, что эко- курсия пешеходная, следовательно, использование транспорта исключается, экскурсовод напоминает, что наиболее интересный маршрут может указать каждый, кто любит и знает свой город. Начинается оживленный обмен мнениями. Особенно активны мальчи­ ки. Они немного огорчены тем, что нельзя использовать транс­ порт, считают, что на троллейбусе продвигаться было бы легче и быстрее. После коротких споров о выборе маршрута ученик- экскурсовод предлагает своим товарищам отправиться в путь по выбранному им маршруту, который заранее был тщательно проверен преподавателем. Конечно, по возможности учитываются и предложения девятиклассников. Ученик-экскурсовод "ведет" класс от дома к дому, где жил Толстой, точно называя адреса этих до­ мов, сообщая о жизни, раздумьях, увлечениях молодого человека, подробно рассказывает и о всех других местах, связанных с пребыванием там юноши. Наиболее из них известные - универси­ тет -"горделивость Казани", Черное озеро, университетская кли­ ника, Родионовский институт благородных девиц (ныне Суворово- кое училище), бывший дом Э.П.Перцова, Арское поле на бывшей > окраине Казани и др. Рассказ ученика сопровождается показом иллюстраций из альбома "Л.Н.Толстой в Казани", фотографий, сделанных учени­ ками, демонстрацией любительского диафильма "По толстовским местам Казани". - Экскурсия получается увлекательной. Она способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства гордости за свой город, в котором кил такой гений мирового искусства, как Л.Н. Толстой. Девятиклассник такую экскурсию может провести очно с учениками ? класса, когда они на уроках будут знакомиться с раосказом Л.Н.Толстого "После бала". Девятиклассники во время заочной экскурсии заинтересо­ вались тем, что будущий корифей русской литературы жил, учил­ ся, бывал во многих домах Казани, ходил по многочисленным улицам ах родного города. Естественно, появилось желание бо- лоо подробно узнать о занятиях молодого Толстого, о его ду­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=