ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

нии писателей в Казани, при этом использует литературную кар­ ту города, на которой обозначено, в каких пунктах бывали рус­ ские писатели. Обращается внимание учащихся на то, что ряд пи­ сателей имели казанских корреспондентов: А.С.Душкин вел дело­ вую переписку с поэтессой А.А.Оукс, А.Н.Островский отвечал на письма студентов, А.И.Герцену для "Колокола" посылали материа­ лы братья Э.П и В.П.Перцовы, Ф.М.Достоевский получал письма из редакции газеты "Казанские губернские ведомости", Л.Н.Толс­ той - от родных. Кратко сообщается о казанском периоде в жизни некоторых выдающихся русских писателей, например, Г.Р.Держави- на, С.Т.Аксакова, Е.А.Боратынского, Л.Н.Толстого, М.Горького. ■На данном факультативном занятии учащиеся более полно знакомятся с казанским периодом жизни одного из замечательных писателей русской и мировой литературы Л.Н.Толстого. В Казань тринадцатилетним мальчиком привезла его тетушка П.И.Юшкова. Здесь он готовился к поступлению в университет, где и обучал­ ся в 1944 по 1847 г. Город Казань учащимся знаком. "Организуем заочную экскур­ сию по толстовским местам", - предлагает учитель. Экскурсию провопит ученик 9 класса, которому заранее бы­ ло дано индивидуальное задание: прочитать главу 1и.Н.Толстой" из книги В.А.Климентовского "Русские писатели в Татарии", познакомиться с местами, связанными с Толстым, сделать фото­ графии с этих мест, наметить маршрут экскурсии. Ученик приглашает своих товарной совершить пешеходную экскурсию по местам пребывания будущего писателя в нашем го-' роде, не выходя из класса. Он напоминает, что класс в недале­ ком проглом совершил автобусную экскурсию по литературным и историческим местам Казани, участвовал в экскурсии по пушкинс­ ким местам, поэтому ученики могут знать, в каких домах жил юный Толстой. "Нам предстоит сейчас выйти из школы. Куда арен­ де всего нужно отправиться?" - обращается ученик к классу. Многие предлагают сразу же ехать к университету, где учился будущий писатель. Ученик-экскурсовод обращает внимание одно­ классников на то, что университет - это кульминационный пункт экскурсии, а начать ее лучше в хронологической последователь­ ности. Предлагается желающим подойти к "Литературной карте 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=