ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

дентам увидеть те художественные средства, при помощи которых выражается идейное содержание, философский смысл, нравственно­ психологическая проблематика. Предлагая найти эти средства в кинофильме (а они иные, нежели в литературе), мы тем самым привлекаем внимание студентов к выразительным средствам лите­ ратуры, к художественным особенностям литературного произве­ дения. • При этом следует иметь в виду, что делать сопоставительный анализ эпопеи "Война и мир" и ее экранизации практически не­ возможно и методически нецелесообразно, так как анализ полу­ чится слишком дробным и разрушится впечатление целого. При сопоставительном анализе таких крупных произведений обращается внимание на нравственно-философские идеи, созвучные нашей эпо­ хе и определяющие непреходящее значение наследия Л.Н.Толстого. 4. Студенты выполняют и методические задания: разрабаты­ вают план-конспект киноурока, план обсуждения фильма-экрани­ зации, рассчитанный на учащихся определенного класса. Для О класса мы готовим планы уроков, включающие в себя как учебные фильмы ("Работа Л.Н.Толстого над рукописями "Войны и мира"), так и фрагменты из кинофильма "Война и мир". Обращаем внимание''* студентов на невозможность использования фильма С.Бондарчука полностью, предостерегаем от опасности превращения урока в киносеанс, подчеркиваем, что это урок литературы, что в дан­ ном случае фрагмент из фильма - эти элемент наглядности, какую бы самостоятельную ценность ни представлял сам кинофильм. Навык практической работы с фильмом студенты получают и в кинокружке. Основные формы кружковой работы: анализ фильма в процессе живого обсуждения после просмотра; доклады студен­ тов на т е ш ‘обобщающего характера, охватывающие ряд фильмов- экранизаций и заслушиваемые на заседании кружка или в процессе проведения тематического кинофестиваля;.проведение кинофести­ валей, посвященных творчеству писателя; подготовка курсовых и научных работ, посвященных экранизации произведений писателя и методике работы с ними в школе. Основная задача обсуниения фильма-экранизации - сопостав­ ление его с литературным произведением и выяснение того., на­ сколько экранные образы соответствуют нашим индивидуальным m

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=