ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

произведениям Толстого, известным учащимся с начальной школы. В классе звучит плавный рассказ Толстого: "Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь и другой день и другую ночь, они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавли­ вались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели". Учащиеся слушают этот рассказ с удовольствием, в полной тишине, и хотя все уже вспомнили, что это рассказ "Лебеди" из "Родной речи" 2 класса, не прерывают чтения. Они с готовностью подхватывают рассказ на том месте, где остановился учитель, и завершают его. Следующий рассказ узнают по первой фразе: "Наш корабль стоял на якоре у берега Африки". Рассказ "Акула" помнят и любят, пересказывать его нет необходимости. То же самое и с рассказом "Прыжок". Остальные произведения Толстого из книг начальной школы вспоминаются легко по одним названиям, пересказываются учащими­ ся; выявляется педагогическая направленность рассказов "Отец и сыновья" ("Он учит дружбе", - говорят ребята), "Садовник и сы­ новья" ("Отец знал, что его сыновьяежадные и ленивые, таким образом научил их трудолюбию"), "Муравей и голубка" ("Не осткв- лять друзей в беде"), "Воробей на часах" (о смелости и наход­ чивости). Рассказы "Гроза в лесу", "Какая бывает роса на траве", "Пришла весна" обращают внимание детей на явления природы, объясняют их. И здесь ребята вспоминают рассказы Толстого о животных, говорят, что на обложке сборника рассказов было написано "Для детей". Ставим вопрос: "Почему же Толстой так много писал для де­ тей? Он был детским писателем?" -"Нет, - отвечают шестиклассни­ ки, - он написал "Бойну и мир", "Анну Каренину", "Живой труп".- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=