ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

Н.З.Тимерманис УТОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТ'ТПЯ С ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ПО ПОВЕСТИ Г.’'.ТОЛСТОГО "ДЕТСТВО" Ленинградское учебное телевидение за 15-летний срок рабо­ ты накопило интересный ого т работы по литературе, "ыработалап методика работы с телепередачей на уроке литературы. Ленин­ градские учителя успетно работают, получая ощутимую помощь учебного телевидения по многим темам. Например, почти все уро­ ки по теории литературы с 4 по 7 класс включительно идут с телепередачей. Шестой год идут телепередачи для уроков вне­ классного чтения. Структура урока с телепередачей такова: за 5-10 минут до начала передачи учитель проводит с учащимися беседу, ориенти­ руя их на тему телепередачи, давая установку на внимательный просмотр ее с последующей работой, создает эмоциональный фон для восприятия передачи. Сам учитель знаком со сценарием телепередачи и проконсуль­ тирован методистом передачи или в кабинете ТСО Института усо­ вершенствования учителей или имеет печатные методические раз­ работки к передаче, изданные ЛГТ1И им.А.И.Герцена. После подготовки учащихся и точного наведения их на тему передачи включается телевизор. Передача длится 20 мин. для учащихся 4-5 классов и в некоторых случаях 6 классов, 25 минут - для 6-8 классов (мы говорим здесь только о восьми­ летней школе). Во время передачи учащиеся ничего не записывают, только внимательно смотрят и слушают, готовятся после передачи отве­ тить на поставленные в ней вопросы, выполнить предложенные за­ дания. После передачи у учителя остается I0-I5 минут, их надо ис­ пользовать продуманно, рационально, тогда урок получится плот­ ным, насыщенным, емким. Варианты проведения урока заложены в самой передаче: это или система вопросов, которую можно исполь­ зовать как план беседы, или один-два проблемных вопроса, обсуж­ дение которых как раз уложится в оставшееся время, или прямые задания с экрана, которые учитель повторяет и дает учащимся 104 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=