ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1983

5. Стал подходить к лесу. Выбрался месяц, бело, светло, как днем. Уже стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, Совсем светло. 6. Всю ночь шел . 7. Вышел на край леса . Стилистическая работа над текстом рассказа показала, что автор, для того чтобы передать последовательность действий героя, напряженность и динамизм пейзажа, выбирает однокорен­ ные слова, причем глаголы, передающие это движение, ставит на первое место. Так,основной лейтмотив эпизода - душевное состояние героя, данное Толстым через движение, рождение света от едва улови­ мых проблесков до утра. Его можно определить авторской цитатой: "Жилин спешит, а месяц еще скорее выбирается". Выделенные в тексте слова, которые передают динамику пей­ зажа и путь Жилина, - это своеобразные "слова-сигналы", вызы­ вающие в воображении школьников соответствующие представления, подсказывающие, как их нужно объединить, чтобы составилась целостная картина-эпизод-кадр. . Устное словесное рисование, выразительное чтение, стилис­ тическая работа над эпизодом текста являются необходимыми ориентирами в создании киносценария и органично входят в про­ цесс работы. Творческий прием киносценария в рассказе Л.Н. Толстого является одновременно и инструментом анализа худо­ жественного текста, и средством выявления художественного мас­ терства автора. Подчодя итог, важно сказать, что такая форма работы - один из вариантов анализа текста, одно из средств развития воображения читателя-школьника с помощью творческих приемов, опирающихся прежде всего на особенности художественного текста. Изучая рассказ Н.Л.Толстого, мы уже в 4 классе именно при помощи творческих "скрытых" приемов анализа текста, таких как киносценарий и устное словесное рисование, даем учащимся на­ чальное представление о детали и специфике ее в данном худо­ жественном произведении, о мастерстве писателя. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=